Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Издания Федерального Центра образовательного законодательства

Гармонизация образовательного права России: проблемы теории и практики

Гармонизация образовательного права России: проблемы теории и практики



Гармонизация образовательного права России: проблемы теории и практики. Монография 
УДК 347

ББК 74.04(2):67.404

С 952

Одобрено Ученым советом

Федерального центра образовательного законодательства

 

 

Гармонизация образовательного права России: проблемы теории и практики. Отв. ред. В.М. Сырых, В.В. Насонкин. – М.: Федеральный центр образовательного законодательства, 2019. – 612 с.

 

ISBN 978-5-6042680-3-2

 

Рецензенты:

 

Марченко Михаил Николаевич – заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории государства и права и политологии юридического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова

 

Козырин Александр Николаевич – доктор юридических наук, профессор департамента дисциплин публичного права Национального исследова­тельского университета «Высшая школа экономики», профессор

 

 

Динамичное развитие российского законодательства диктует необходимость постоянного исследования проблем правового регулирования отношений в сфере образования. В центре коллективной монографии – теоретические проблемы образовательного права и проблемы гармонизации российского образовательного законодательства. Особое внимание уделено развитию образовательного права как направлению правовой науки и юридической практики. Рассматривается динамика развития законодательства об образовании в контексте проблем его гармонизации и возможной кодификации. На основе анализа законодательства и судебной практики выявляются проблемы правового регулирования общественных отношений в сферах управления образованием, экономики образования, правового статуса образовательных организаций и других участников образовательных правоотношений. Образовательные отношения с участием иностранных студентов, а также вопросы инклюзивного образования рассматриваются с учетом норм международного права.

Для научных работников, преподавателей высших учебных заведений, сотрудников органов управления образованием, практикующих юристов, студентов, аспирантов, а также для круга читателей, интересующихся правовыми проблемами образования

 

© ФГБНУ «ФЦОЗ», 2019.

 

Авторский коллектив

Барабанова
Светлана
Васильевна

 

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры правоведения, профессор кафедры инженерной педагогики и психологии Казанского национального исследовательского технологического универси­тета

(§ 2 главы 2 раздела 2; глава 3 раздела 2)

 

Бондаренко
Дмитрий
Владимирович

 

кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

(§ 3 главы 3 раздела 1; § 1, § 2 главы 1 раздела 3)

 

Волкова
Наталья
Сергеевна

 

кандидат юридических наук, заместитель заведующего отделом социального законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

(§ 2 главы 1 раздела 2)

 

Дащинская
Зоя Павловна

 

заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, начальник отдела
научно-исследовательских работ ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

(§ 1 главы 2 раздела 2)

 

Насонкин
Владимир
Владиславович

 

доктор политических наук, кандидат юридических наук, доцент, директор ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства», профессор кафедры сравнительной образовательной политики Российского университета дружбы народов

(Введение)

 

Путило
Наталья
Васильевна

 

кандидат юридических наук, заведующая отделом социального законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

(§ 3 главы 1 раздела 3) 

Прокофьева 

Елена
Анатольевна


кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Федеральный центр образо­вательного законодательства», доцент Российского химико-технологического 

университета имени Д.И. Менделеева (§ 1 главы 2 раздела 1 в соавт. с И.Ф. Сюбаревой)

Селиверстова
Ольга
Игоревна

 

кандидат юридических наук, заведующий сектором законодательства об образовании ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

(§ 3 главы 2 раздела 2)

 

Сырых
Владимир
Михайлович

 

заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, научный консультант ФГБНУ «Федеральный центр образователь­ного законодательства», заведующий отделом теории и истории права и судебной власти ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

(глава 1 раздела 1; § 2 главы 2 раздела 1;
§ 1 главы 3 раздела 1 в соавт. с Ю.В. Хрущевым;
§ 2 главы 3 раздела 1; § 1 главы 1 раздела 2)

 

Сюбарева
Ирина
Федоровна

 

доктор педагогических наук, кандидат юридических наук, заведующая сектором правовых и социально-гуманитарных исследований в сфере образования и научно-технической деятельности ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

(§ 1 главы 2 раздела 1 в соавт. с Е.А. Прокофьевой;
§ 1 главы 2 раздела 3; заключение; библиографический список)

 

Хрущев
Юрий
Владимирович

 

лаборант-исследователь ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

(§ 1 главы 3 раздела 1 в соавт. с В.М. Сырых)

 

Чеха
Вадим
Витальевич

 

доктор юридических наук, руководитель представительства Россотрудничества в Абхазии

(§ 2 главы 2 раздела 3)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Насонкин В.В.

Введение

Гармонизация образовательного права – важнейшее направление развития правовой науки и юридической практики

     

 

10


Раздел 1
Образовательное право: гармонизация законодательства с современными научными подходами


 

       

 

Сырых В.М.

Глава 1. Образовательное право как отрасль российского права


 

§ 1. Образовательное право как отрасль правоведения: аргументы и критика

16

§ 2. Юридическая природа комплексных институтов образовательного права 

33

§ 3. Предмет правого регулирования образовательного права

55

§ 4. Метод – системообразующий компонент образовательного права

77


Глава 2. Развитие образовательного права


Сюбарева И.Ф., Прокофьева Е.А.

§ 1. Образовательное право в трудах российских ученых…

 

 

114

Сырых В.М.

§ 2. Как и почему исследования образовательной услуги оказали образовательному праву медвежью услугу


132


Глава 3. Гармонизация законодательства об образовании


Сырых В.М., Хрущев Ю.В.

§ 1. Статика и динамика законодательства по вопросам образования (2013–2018 гг.) 

 

      

150

Сырых В.М.

§ 2. Кодификация – основное направление развития образовательного права

 

172

Бондаренко Д.В.

§ 3. Теоретические проблемы гармонизации федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации

      

 

200


Раздел 2
Гармонизация образовательных правоотношений

 


Глава 1. Образовательные правоотношения: общие подходы и обеспечение равного доступа к образованию

 

 

 

Сырых В.М.

§ 1. Понятие, структура и виды образовательных отношений ...

 

222

Волкова Н.С.

§ 2. Инклюзивное образование: проблемы и практика имплементации международных норм и зарубежной практики в законодательство Российской Федерации

 

      

253


Глава 2. Участники образовательных правоотношений: гармонизация правового статуса


 

Дащинская З.П.

§ 1. Правовой статус лиц, участвующих в отношениях в сфере образования

 

270

Барабанова С.В.

§ 2. Гармонизация статуса образовательной организации

 

285

Селиверстова О.И.

§ 3. Практика совершенствования законодательства по вопросам приёма и обучения иностранных студентов в Российской Федерации

 

      

319


Глава 3. Правореализация и юридическая ответственность в сфере образования


 

Барабанова С.В.

 

§ 1. Проблемы правореализации в сфере образования.

353

§ 2. Особенности юридической ответственности в сфере образования

375

 

Раздел 3

Государственное управление в сфере образования и ее финансовое обеспечение: гармонизация законодательства

 

 

Глава 1. Управление в сфере образования: полномочия органов исполнительной власти


 

Бондаренко Д.В.

§ 1. Законодательное обеспечение полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере образования .

      

399

§ 2. Федеральные полномочия в сфере образования, переданные субъектам Российской Федерации

474

Путило Н.В.

§ 3. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования

      

492


Глава 2. Гармонизация законодательства в экономике образования


      

Сюбарева И.Ф.

§ 1. Экономические основы образования: проблемы гармонизации законодательства

     

515

Чеха В.В.

§ 2. Проблемы правового регулирования бюджетного финансирования образовательных организаций

      

544


Сюбарева И.Ф.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

578

585


Возврат к списку