Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Издания Федерального Центра образовательного законодательства

Общественный контроль в сфере высшего образования

Общественный контроль в сфере высшего образования



УДК 323.2:378

ББК Ч44

Н 316

ISBN 978-5-9904-3583-4



Общественный контроль в сфере высшего образования : монография / В. В. Насонкин, Е. Н. Рябова, Т. В. Черкасова; под общ. ред. В. В. Насонкина.–М. : Галлея Принт, ФЦОЗ, 2016. – 462 с.








Рецензенты:

профессор кафедры уголовного права Российского университета дружбы народов, доктор юридических наук Букалерова Л. А.


профессор кафедры предпринимательского права Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта, кандидат юридических наук, доктор педагогических наук Сюбарева И. Ф.


Аннотация:

В работе проанализирована актуальная на современном этапе проблема внедрения института общественного контроля в сферу образования Российской Федерации, в частности на уровне высшего образования. Представленный материал основан на данных, полученных в ходе проведения пилотаж­ного социологического исследования и апробации разработанных методических рекомендаций и предложений на базе девяти российских образовательных организаций высшего уровня образования.

Результаты исследования раскрывают проблемы и возможные перспективы внедрения института общественного контроля на уровне высшего образования, а также показывают необходимость совершенствования деятельности органов по контролю и надзору в сфере образования.

Монография предназначена для работников сферы образования, представителей общественных организаций, социологов, политологов и других специалистов, проявляющих интерес к проблемам общественного контроля в сфере образования.

Монография подготовлена в рамках Государственного задания Федерального центра образовательного законодательства на 2016 г. и плановый период 2017 и 2018 годов.

В современных условиях роль и значение введения института общественного контроля в сфере образования многократно возрастают в связи с проводимой модернизацией данной сферы, борьбой с коррупцией, повышением качества реализации функций образования и оказания образовательных услуг. Неотъемлемым элементом качества работы учреждений в сфере образования является повышение информационной открытости органов управления и образовательных организаций, что требует все более активного внедрения механизмов государственно-общественного партнерства в управлении сферой образования и отдельными образовательными организациями. Однако при этомотсутствуют четко проработанные полномочия субъектов общественного контроля за деятельностью образовательных организаций на всех уровнях образования, а привлечение общественных наблюдателей к процедурам контроля в сфере российского образования находит применение лишь по отдельным видам деятельности образовательных организаций (например, за проведением ЕГЭ в школах).

Несмотря на востребованность института общественного конт­роля нормативно-правовая база механизма его реализации недостаточно проработана. В действующем законодательстве закреплены только основные определения общественного контроля, а детальная правовая проработка и регламентация всех его процедур и этапов. Наиболее явно это заметно при анализе нормативной правовой базы проведения общественного контроля в какой-либо из сфер общества, в частности в образовании, где отмечаются фрагментарность и несистемность этого вида деятельности. В настоящее время проявлением общественного контроля могут служить отдельные обращения и жалобы, подаваемые гражданами на нарушения своих прав в сфере образования. Однако ответы на них, результаты их рассмотрения не имеют широкого общественного обсуждения, анализа и систематизации. И распространение данной формы общественного контроля зависит от личной активности граждан, их целеустремленности в отстаивании своих прав.

Для развития и поддержания социальной активности и гражданской позиции населения отсутствуют механизмы и специальные каналы для связи между органами власти и отдельными гражданами, т.е. специальные общественные объединения, способные организовать и курировать работу по проведению отдельными гражданами общественного контроля.

Помимо неразработанности нормативно-правовых и организационных основ участия граждан в общественном контроле, существует и проблема обеспечения соответствующего уровня их подготовленности в качестве общественных инспекторов и наблюдателей. Даже обладая законодательно закрепленными правами и имея организационную поддержку, общественный наблюдатель должен владеть определенными знаниями и умениями для проведения качественного и результативного общественного контроля.

Решение названных проблем должно начинаться в первую очередь с разработки методических рекомендаций, с конструирования и детального описания процедуры общественного контроля, на основе которых возможны последующее внесение изменений в действующее законодательство, совершенствование работы общественных советов, общественных комиссий в сфере образования и, несомненно, организация подготовки общественных инспекторов для проведения общественного контроля как за органами управления, так и за образовательными организациями.

На решение указанных проблем и направлено представляемое монографическое исследование, включающее изучение первого опыта общественного контроля, рассмотрение его теоретико-правовых основ и попытку представить рекомендации по проведению общественного контроля за образовательными организациями.

В Федеральном законе от 21.07.2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» подчеркивается, что в современных условиях предметом научных и общественных дискуссий по проблемам сферы образования все чаще становится участие общественных наблюдателей (экспертов) как субъектов общественного контроля за образовательными организациями и их взаимодействие с системой органов по контролю и надзору в сфере образования в Российской Федерации.

Целями введения института общественного контроля в сфере образования являются обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина – потребителя образовательных услуг,обеспечение права граждан на объективную информацию, информа­ционную открытость государственных органов власти управления образованием, публичности принятых решений по вопросам в сфере образования; общественная оценка деятельности органов государ­ственной власти в сфере образования, образовательных организаций на разных уровнях образования.


Задачи общественного контроля в системе образования:

– обеспечение прозрачности деятельности образовательных организаций на разных уровнях образования;
  • создание эффективных моделей сотрудничества государ­ственных и общественных гражданских институтов: 1) привлечение к законотворческому процессу и обсуждению законодательства в сфере образования представителей гражданского общества; 2) деятельность общественных советов с участием представителей гражданского общества при органах исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования; 3) проведение государственно-общественных консультаций по проблемным вопросам в сфере образования; 4) проведение общественного мониторинга образователь­ных организаций на всех уровнях образования;
  • развитие системы гражданского образования для активного участия населения, потребителей образовательных услуг в общественном контроле, а также обучение чиновников в сфере образования сотрудничеству и диалогу с институтами гражданского общества;
  • передача негосударственному сектору функций, которые государство не должно или не способно эффективно выполнять;
  • обеспечение равных условий для государственных и негосударственных образовательных организаций на рынке образовательных 

услуг.


Среди возможных конструктивных эффектов введения инсти­тута общественного контроля за образовательными организациями можно выделить:

  • повышение информированности общества о деятельности образовательных организаций;

  • обеспечение прозрачности и открытости деятельности объектов общественного контроля в сфере образования;

  • повышение мотивации общественности к деятельности по улучшению работы образовательных организаций;

  • создание максимально комфортных условий для участия общественности в принятии решений по ключевым вопросам развития системы образования;

  • обеспечение обратной связи, предупреждение и разрешение социальных конфликтов и противоречий между обществом, государством и образовательными организациями;

  • становление и развитие партнерских отношений общества с образовательными организациями;

  • осознание и повышение личной ответственности граждан за результаты образования;

  • стимулирование всех участников образовательного процесса на конкретные действия по повышению качества образования;

  • повышение уровня доверия граждан к деятельности органов по контролю и надзору в сфере образования;

  • усиление взаимодействия органов по контролю и надзору с институтами гражданского общества, с общественными советами образовательных организаций, с общественными инспекциями;

  • повышение ответственности органов по контролю и надзору в сфере образования перед потребителями образовательных услуг.


В основе монографии лежат экспериментальные разработки, прошедшие апробацию в образовательных организациях высшего образования, выполненные научными коллективами ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства» и АНО «Инновационный научно-правовой центр» в рамках исполнения работ по государственному контракту от 8 апреля 2014 года № Ф-10-кс-2014 по проекту «Совершенствование и апробация механизмов общественного контроля в процедурах федерального государственного контроля (надзора) за образовательными организациями».

Теоретико-методологической основой монографического исследо­вания стали общенаучная и частнонаучная методологии; концептуаль­ные положения социологической науки о социальном (общественном) контроле; теории социального управления, социологии образования, менеджмента; результаты исследований отечественных и зарубежных ученых в области становления и развития общественного контроля в системе высшего образования.

Эмпирическая база исследования: нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования и общественного контроля; статистические данные по образованию, данные пилотажного исследования. В исследовании применялись теоретические методы: структурно-функциональный, ситуационный, системный, процес­суальный, синергетический подходы; теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий; эмпирические методы: выборочный, анкетный и экспертный опросы; контент-анализ; анализ документов; вторичный анализ результатов социологических исследований; методы математи­ческой обработки данных.

Представленные в монографии методические разработки и результаты исследования могут использоваться государственными служащими Рособрнадзора, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осущест­вляющих управление в сфере образования; общественными экспертами, инспекторами и наблюдателями, привлекаемыми к выполнению общественного контроля за образовательными организациями на уровне высшего образования, а также всеми образовательными организациями Российской Федерации, в отношении которых осуществляются общественный и государственный контроль.



СОДЕРЖАНИЕ


Введение

3

Раздел 1. Нормативно-правовые и научно-теоретические подходы к определению общественного контроля 

1.1. Состояние нормативно-правового регулирования общественного контроля в сфере высшего образования 

1.2. Теоретико-методологические основы содержания понятия общественный контроль»

8

8

27

Раздел 2. Изучение зарубежного и отечественного опыта введения общественного контроля в сфере высшего образования 

2.1. Анализ документов о зарубежном опыте внедрения общественного контроля на уровне высшего образования

2.2. Изучение мнения экспертов о введении общественного контроля в сфере высшего образования в России

46

46

80

Раздел 3. Конструирование и апробация предложений по ведению института общественного контроля на уровне высшего образования 

3.1. Апробация разработанных методик и механизмов введения общественного контроля на уровне высшего образования 

3.2. Конструирование модели функционирования общественных инспекторов на уровне высшего образования 

3.3. Взаимодействие органов по контролю и надзору в сфере образования с представителями гражданского общества при проведении общественного контроля за образовательными организациями на уровне высшего образования 

113

113

144

179

Раздел 4. Рекомендации по проведению контрольно-надзорных мероприятий в отношении образовательных организаций на уровне высшего образования с привлечением общественных инспекторов

4.1. Совершенствование правового обеспечения введения общественного контроля за образовательными организациями на уровне высшего образования 

4.2. Рекомендации по проведению общественного контроля в отношении образовательных организаций на уровне высшего образования 

201


201

216

Заключение

254

Приложения

Приложение 1

Программа пилотажного исследования «Совершенствование системы и структуры органов по контролю и надзору в сфере образования в Российской Федерации, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью» 

Приложение 2

Анкета

Приложение 3

Комплект методических рекомендаций по применению механизмов общественного контроля в процедурах федерального государственного контроля (надзора) за образовательными учреждениями на уровне высшего образования

Приложение 4

Методика привлечения общественных наблюдателей к процедурам государственного контроля (надзора) за образовательными организациями

Приложение 5

Модель создания института общественных наблюдателей при органах по контролю и надзору в сфере образования

Приложение 6

Механизмы взаимодействия органов по контролю и надзору в сфере образования с гражданами и институтами гражданского общества

Программа апробации механизмов общественного контроля при проведении процедур федерального государственного контроля (надзора) за образовательными организациями

Приложение 8

Инструментарий

Приложение 9

Типовая форма уведомления о проведении общественной проверки

Приложение 10

Типовая форма запроса о предоставлении документов при проведении общественной проверки

Приложение 11

Перечень документов и материалов, которые могут быть запрошены при проведении общественной проверки

Приложение 12

Типовая форма итогового документа (акта) об общественной проверке

257


257


265


275


299


347


390


430



435


446


448


449


456



Возврат к списку