Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Актуальная тема

 

Особые права приема

в дошкольные образовательные организации

 

Федеральным законом от 02 декабря 2019 года № 411-ФЗ "О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" были внесены изменения в порядок приема на обучение по общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в части установления преимущественного приема проживающих в одной семье и имеющих общее место жительства детей. Выделение ещё одной категории детей, обладающих особыми правами, вызвало многочисленные вопросы, в том числе о соотношении «внеочередного», «первоочередного», «преимущественного» прав на прием в образовательные организации.

Первоочередное право следует отличать от внеочередного. Сам термин «вне очереди» не предусматривает какой-либо очередности удовлетворения требований внеочередника; эти требования должны удовлетворяться незамедлительно по возникновении обстоятельств, с которыми нормативный правовой акт связывает предоставление внеочередного права.

Данный вывод основан на официальной правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, который в Обзоре законодательства и судебной практики за III квартал 2007 года (утвержденном Постановлением Президиума Верховного суда Российской Федерации от 7 ноября 2007 г.), указал, что «предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь… Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет…».

В связи с изложенным регулированием аналогичных вопросов в иных отраслях права, можно сделать вывод, что дети, обладающие внеочередным правом, должны быть зачислены в образовательную организацию, реализующую программы дошкольного образования, незамедлительно при возникновении обстоятельств, с которыми связано предоставление внеочередного права. Право первоочередного и преимущественного зачисления, таким образом, предоставляется только после реализации прав граждан на внеочередное обеспечение местом в образовательной организации.

В настоящее время на уровне федерального законодательства право на внеочередное (первоочередное) предоставление мест в дошкольных образовательных организациях предусмотрено как социальная мера поддержки отдельных категорий граждан. В частности, для:

прокуроров (пункт 5 статьи 44 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации");

судей (пункт 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации");

сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (часть 25 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации");

военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, уволенных с военной службы при достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по со стоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (пункт 6 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих");

сотрудников полиции и некоторых иных категорий указанных граждан (часть 6 статьи 46 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции");

сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации и некоторых иных категорий указанных граждан (часть 14 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");

отдельных категорий военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти, участвующих в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии (пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 587 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти, участвующих в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии");

отдельных категорий сотрудников и военнослужащих специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, а также сотрудников и военнослужащих Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (пункт 14 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации");

военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами в связи с выполнением служебных обязанностей (пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. N 936 "О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами в связи с выполнением служебных обязанностей").

Кроме того, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе законами субъектов Российской Федерации наделять органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, граждан из подразделений особого риска (пункт 12 статьи 14, пункт 12 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска").

Для отдельных категорий граждан первоочередной прием устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации на основании указов Президента Российской Федерации:

для детей из многодетных семей (подпункт «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке семей");

для детей-инвалидов и детей, один из родителей которых является инвалидом (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов").

В свою очередь, ни федеральное законодательство, ни судебная практика, не определяет главенство льготы - первоочередного права либо преимущественного права на прием. Буквальное толкование терминов «первоочередное» и «преимущественное», тем не менее, подводит к выводу о приоритете первого из указанных прав. Подобное толкование косвенным образом усматривается и из формулировок некоторых региональных нормативных правовых актов, где соответствующие права по приему в образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, упоминаются в следующем порядке: внеочередное, первоочередное, преимущественное право.

Вместе с тем, частью 3 статьи 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлен территориальный критерий, согласно которому должен быть обеспечен прием в образовательную организацию граждан, проживающих на закрепленной за этой организацией территории. Исходя из изложенного, среди детей, проживающих на закрепленной территории, приоритет в зачислении имеют дети, относящиеся к льготным категориям (обладающие внеочередным, первоочередным, преимущественным правами в соответствии с федеральным и региональным законодательством).

То же самое правило распространяется и на прием на свободные места детей, не проживающих на закрепленной территории. То есть, дети, относящиеся к льготным категориям, не проживающие на закрепленной территории имеют приоритет в зачислении только перед детьми, не проживающими на этой территории.

При этом в пределах льготной категории, равно как и в категории детей, не обладающих приоритетом в зачислении, прием должен производиться в зависимости от очередности поданного заявления. Как следует из анализа судебной практики, само по себе наличие очереди на получение мест в дошкольных образовательных учреждениях нельзя расценивать как не исполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка. Принцип очередности в комплектовании дошкольных образовательных учреждений не устанавливает ограничений в доступе к бесплатному дошкольному образованию.

Необходимо также отметить, что все гарантированные Конституцией РФ права должны осуществляться гражданами с соблюдением принципа, установленного статьей 17, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Реализация конституционных прав на получение ребенком дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного принципа и не должна нарушать прав других детей. В связи с изложенным, целесообразным представляется введение правила, в соответствии с которым количество мест в образовательной организации, предоставленное для детей, имеющих внеочередное, первоочередное или преимущественное право на зачисление, не может превышать количества мест, предоставленных для детей, не имеющих таких прав.

 

Автор: Селиверстова О.И. Кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Федерального центра образовательного законодательства.

Дата: март 2020 г.


Возврат к списку