Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Актуальная тема

Особенности выбора и изучения иностранных языков в общеобразовательных организациях


Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие в настоящее время изменения в общественных отношениях, развитие средств коммуникации, использование новых информационных технологий требуют повышения коммуникативной компетенции школьников.

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Традиционно в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные программы, изучались 4 европейских языка: английский, немецкий, французский и испанский. Наиболее распространенными сочетаниями изучаемых в школах иностранных языков являются:

- английский (первый иностранный язык) + немецкий (второй иностранный язык);

- английский (первый иностранный язык) + французский (второй иностранный язык);

- немецкий (первый иностранный язык) + английский (второй иностранный язык);

- французский (первый иностранный язык) + английский (второй иностранный язык);

- испанский (первый иностранный язык) + английский (второй иностранный язык).

В письме Министерства образования РФ от 28.11.2000 г. № 3131/11-13 «Об изучении иностранных языков в общеобразовательных учреждениях» было отмечено, что соотношение изучаемых в школе иностранных языков характеризуется превалированием английского языка, что можно рассматривать как объективную тенденцию, которая обусловлена геополитическими и социально-экономическими факторами и характерна для многих стран мира.

Однако в современных условиях глобализации система школьного образования должна обеспечить обучающимся широкий выбор иностранных языков, поддерживать и обеспечивать при наличии условий (обеспеченность педагогическими кадрами, учебно-методическими комплексами) изучение выбранных иностранных языков, в том числе из числа редких, ранее не изучавшихся в системе общего образования.

В письме Минобнауки России от 14.08.2008 г. № 03-1768 «Об изучении редких иностранных языков в системе общего образования» указывалось на «социальный заказ» на изучение в школе более широкого, по сравнению с существующим, круга иностранных языков. Среди них: польский, итальянский, финский, турецкий, арабский, корейский, китайский и японский языки. Поскольку разработка учебно-методического сопровождения для обучения указанным иностранным языкам была начата позднее, чем в отношении традиционно изучаемых иностранных языков - в этих условиях перечисленные «редкие» языки могут вводиться для изучения в качестве второго иностранного языка.

Выбор изучения того или иного «редкого» иностранного языка обусловлен социально-экономическими и культурно-историческими связями субъектов Российской Федерации, условиями мест компактного проживания носителей языка, потребностями обучающихся в дальнейшем получении образования и навыков профессиональной деятельности.

В отношении отдельных языков в целях популяризации их изучения в российских школах были сделаны шаги на правительственном уровне. Так, в силу положений Меморандума между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики в отношении организации в общеобразовательных учреждениях двуязычных классов с преподаванием на русском и итальянском языках 2003 года Россия и Италия в лице своих правительств обязались содействовать организации в своих общеобразовательных организациях двуязычные классы, то есть классы с преподаванием русского и итальянского языков и других предметов на русском и итальянском языках.

 Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что образовательная организация, обладая на основании статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" автономией в осуществлении образовательной деятельности, самостоятельно определяет иностранные языки, которые будут изучаться в рамках образовательной программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, исходя из специфики образовательной организации, ее материально-технических, кадровых и иных возможностей.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (ред. от 31.12.2015) (далее - ФГОС НОО) иностранный язык относится к обязательным предметным областям, входящим в учебный план.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015) (далее - ФГОС ООО) формирование учебного плана образовательной программы основного общего образования осуществляется с учетом обязательных для изучения учебных предметов "Иностранный язык" и "Второй иностранный язык" предметной области "Иностранные языки".

В настоящее время Минпросвещения России подготовлен проект внесения изменений во ФГОС ООО, который предполагает включение в учебный план образовательных программ основного общего образования обязательного для изучения учебного предмета "Иностранный язык" предметной области "Иностранные языки".

Согласно проекту внесения изменений во ФГОС ООО в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии необходимых условий в предметную область "Иностранные языки" может включаться учебный предмет "Второй иностранный язык" из перечня, предлагаемого образовательной организацией.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (ред. от 29.06.2017) (далее - ФГОС СОО) предусмотрено освоение учебных предметов "Иностранный язык" и "Второй иностранный язык" на базовом и углубленном уровнях.

Освоение учебных предметов "Иностранный язык" и "Второй иностранный язык" на базовом уровне направлено на достижение обучающимися порогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции. Освоение учебных предметов "Иностранный язык" и "Второй иностранный язык" на углубленном уровне направлено на достижение обучающимися уровня, превышающего пороговый, достаточного для делового общения[1].

ГИА в форме основного государственного экзамена и государственного выпускного экзамена по образовательным программам основного общего образования включает в себя помимо экзаменов по обязательным учебным предметам (русскому языку и математике), экзамены по выбору участников ГИА по двум учебным предметам, в числе которых может быть выбран иностранный язык (английский, французский, немецкий или испанский)[2].

ГИА по образовательным программам среднего общего образования по учебным предметам, которые участники ГИА сдают на добровольной основе по своему выбору, проводится по следующим иностранным языкам: английский, немецкий, французский, испанский и китайский[3].



[1] "Примерная основная образовательная программа среднего общего образования" (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 N 2/16-з).


[2] Пункт 7 приказа Минпросвещения России № 189, Рособрнадзора N 1513 от 07.11.2018 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644).


[3] Пункт 8 приказа Минпросвещения России № 190, Рособрнадзора N 1512 от 07.11.2018 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2018 N 52952).

 

Автор: Селиверстова О.И. Кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Федерального центра образовательного законодательства.

Дата: декабрь 2019 г.


Возврат к списку