Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Актуальная тема

Права и обязанности родителей (законных представителей) по воспитанию и обучению несовершеннолетних обучающихся, обеспечение прав и законных интересов детей

 

1. Права и обязанности родителей (законных представителей)

2. Полномочия органов опеки и попечительства

3. Административная и уголовная ответственность родителей (законных представителей)

 

 

1. Права и обязанности родителей (законных представителей)

В соответствии с Конституцией Российской Федерации забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

В развитие этого базового принципа Семейным кодексом Российской Федерации (статья 63) установлено, что родители имеют права и несут ответственность по воспитанию и образованию детей, а именно:

- родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;

- имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами;

- обязаны обеспечить получение детьми общего образования;

- имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

 

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование являются предметом регулирования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон об образовании). Согласно Федеральному закону об образовании родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся являются участниками образовательных отношений и одновременно участниками отношений в сфере образования. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся включены в систему образования (пункты 31 и 32 статьи 2, пункт 2 части 1 статьи 10 Федерального закона об образовании).

В соответствии с частью 3 статьи 44 Федерального закона об образовании родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;     

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся;

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность (часть 4 статьи 44 Федерального закона об образовании).

Согласно пункта 1 части 6 статьи 26 Федерального закона об образовании в целях учета мнения, в том числе родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе, в том числе родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в образовательной организации создаются советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Родителям несовершеннолетних необходимо знать и всегда помнить о том, что без их согласия привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

Перевести своих детей из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности можно только в следующих случаях:

- по инициативе родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося;

- в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования соответствующей лицензии, лишения ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе указанной организацией;

- в случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования.

Учредитель и (или) уполномоченный им орган управления организации, осуществляющей образовательную деятельность, обеспечивают перевод несовершеннолетних обучающихся с письменного согласия их родителей (законных представителей) (части 4 и 9 статьи 34 Федерального закона об образовании).

Обращение родителей (законных представителей) в письменной форме и заключение медицинской организации являются основанием для организации обучения на дому (часть 5 статьи 41 Федерального закона об образовании).

На основании заявления или согласия родителей (законных представителей), выраженных в письменной форме, их детям оказывается психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь (часть 3 статьи 42 Федерального закона об образовании).

В соответствии с частями 7, 9, 10 и 11 статьи 43 Федерального закона об образовании при выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать также мнение советов родителей.

С учетом мнения родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, принимается решение о его отчислении, как меры дисциплинарного взыскания. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) отчисленного несовершеннолетнего обучающегося, не позднее чем в месячный срок обязаны обеспечить получение отчисленным обучающимся общего образования.

Меры дисциплинарного взыскания и их применение к несовершеннолетнему обучающемуся родители (законные представители) обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

При осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи. Условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании (статьи 63, 64 и 65 Семейного кодекса Российской Федерации).

 

2. Полномочия органов опеки и попечительства

В соответствии со ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей возлагается на их родителей, которые являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. При этом, родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Таким образом, законодательство наделяет органы опеки и попечительства рядом полномочий, использование которых имеет принципиальное значение для защиты детей от насилия в семье. К таким полномочиям, прежде всего, относится право этих органов немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.

Чрезвычайно важную роль в предупреждении насилия над детьми в семье имеет право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (ст. 57 Семейного кодекса Российской Федерации). Содействовать реализации этого права ребенка призваны органы опеки и попечительства. Так, в случае возникновения споров о воспитании ребенка эти органы опрашивают детей, не достигших десяти лет, и информируют об их мнении суд. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» следует предварительно выяснить мнение органа опеки и попечительства о возможности опроса ребенка в судебном заседании с тем, чтобы присутствие ребенка в суде не оказало на него неблагоприятного воздействия.

В общем виде деятельность органов опеки и попечительства по обеспечению прав несовершеннолетних детей, столкнувшихся с неблагоприятными условиями в семье, можно представить двумя основными направлениями.

Внесудебное разрешение конфликтов, связанных с воспитанием детей, а также с отношениями между членами семьи, заключается, прежде всего, в выявлении и оперативной организации учета детей, оказавшихся в ситуации, когда действиями или бездействием родителей создаются условия, представляющие угрозу их жизни или здоровью либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию, проведении индивидуальной профилактической работы с такими детьми и их семьями.

Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в кровной семье.

Именно на органах опеки и попечительства лежит обязанность урегулирования конфликтов, связанных с воспитанием детей, а также конфликтных отношений между членами семьи путем поиска компромисса, разъяснения сторонам конфликта требований закона и необходимости строгого соблюдения принципа наилучшего обеспечения интересов ребенка.

Особой формой индивидуальной профилактической работы, которая должна, как правило, проводиться до решения вопроса об ограничении или лишении родителей родительских прав, является социальный патронат семьи и детей.

В федеральном законодательстве пока нет понятия социального патроната. Вместе с тем в трети субъектов Российской Федерации в региональных законах предусмотрен социальный патронат как форма профилактической работы с ребенком, проживающим в семье, в которой действиями или бездействием родителей создаются условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному развитию и воспитанию.

Обращение с иском в суд при грубом нарушении родителями прав и законных интересов ребенка, происходит в случае выявления грубых нарушений прав и законных интересов ребенка, когда семейное неблагополучие существует длительное время, родители не понимают недопустимости жестокого обращения с ребенком, систематически не исполняют своих обязанностей по воспитанию ребенка, а индивидуальная профилактическая работа с семьей не приносит желаемых результатов, органы опеки и попечительства вправе самостоятельно обратиться в суд с иском о лишении родительских прав или ограничении родителей в их правах. Такой иск направлен на предупреждение повторных случаев, опасных для жизни, здоровья и развития детей, случаев насилия над ними в семье или уклонения родителей от исполнения своих обязанностей, а также для предупреждения негативных последствий, связанных с жестоким обращением с детьми.

Инициирование вопроса о лишении родительских прав должно рассматриваться в качестве крайней меры воздействия на родителей, применяемой только в тех случаях, когда иные меры не дали результата.

К делам такой категории относятся дела:

- об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (статья 66 Семейного кодекса Российской Федерации);

- о лишении родительских прав и о восстановлении в родительских правах (статьи 69 и 72 Семейного кодекса Российской Федерации);

- об ограничении родительских прав и об отмене ограничения родительских прав (статьи 73 и 76 Семейного кодекса Российской Федерации).

Органы опеки и попечительства участвуют в деле в качестве третьей стороны, что наделяет их широким кругом прав по сбору и исследованию доказательств, использование которых в полном объеме обеспечивает принятие судом решения, соответствующего интересам ребенка. Тем самым минимизируется риск жестокого обращения с ребенком.

Сами же родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Помимо вышеуказанной гражданско-правовой ответственности, это еще и административная и уголовная.

 

3. Административная и уголовная ответственность родителей (законных представителей)

Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей. Такое противоправное деяние может быть, например, выражено в нахождении ребенка после 22 часов в общественном месте без сопровождения родителей.

Кроме того, неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.35.1 КоАП и влечет обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с КоАП не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.

Вовлечение родителями несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, а также в процесс потребления табака также является административным правонарушением.

Нельзя забывать и о том, что родители несут административную ответственность и за нахождение их несовершеннолетних детей в состоянии опьянения в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ.

В соответствии со статьей 63 Уголовного кодекса Российской Федерации совершение преступления в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней) родителем является обстоятельством, отягчающим наказание. К таким деяниям относятся в частности:

- вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное родителем;

- вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление (распитие) алкогольной и спиртосодержащей продукции, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством, совершенное родителем;

- неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним;

- неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, если это деяние совершено неоднократно родителем, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

 

Авторы:

Дащинская Зоя Павловна, к.ю.н., начальник отдела НИР ФГБНУ "Федеральный центр образовательного законодательства";

Бондаренко Дмитрий Владимирович, ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Федеральный центр образовательного законодательства"

 

Материал подготовлен по состоянию законодательства на 25 февраля 2019 года

 

© ФГБНУ "ФЦОЗ"

© Дащинская З.П.

© Бондаренко Д.В.

 


Возврат к списку