Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Ежегодник

ЕЖЕГОДНИК РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

ТОМ 13 (№18), 2018 год


СОДЕРЖАНИЕ



ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА


Сырых В.М.

Метод – системообразующий компонент образовательного права

 

Отрицание  российскими  правоведами  способности образовательного права иметь  собственный, оригинальный метод правового регулирования является несостоятельным. Образовательные отношения, официально признанные законодателем в качестве самостоятельного вида общественных отношений,  необходимо требуют установления особого правового режима их реализации в  непосредственной действительности.   Этот особый правовой режим и составляет суть и содержание метода правового регулирования. В числе   основных принципов, наиболее ярко характеризующих уникальное содержание  названного права можно выделить такие принципы, как: 1) доступности и общеобязательности  общего   образования; 2) доступности  среднего   профессионального  и    высшего образования; 3)  императивности и  диспозитивности; 4) дисциплинарной ответственности. 


СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Шевелева Н. А., Васильев И. А.

Информационная открытость образовательных организаций

 

Одним из показателей поступательного движения в современном мире является открытость той или иной институции. Открытость для образовательных организаций в России имеет важное значение как для достижения цели оценки качества управления системой образования (внутренний показатель), так и с точки зрения формирования общественного мнения о функционировании системы образования (внешний показатель). Атрибутивным признаком информационной открытости образовательных организаций является, несомненно, обеспечение прав граждан в сфере образования, восходящее к конституционным правам граждан на получение образования и на получение информации. Что же понимается под информационной открытостью образовательной организации? Какие требования предъявляются законодателем к этому показателю и существуют ли пределы  информационной открытости? Ответы на эти вопросы авторы дают в данном исследовании. Статья подготовлена в рамках научного проекта 19-011-00687 «Влияние цифровизации высшего образования на связанные с ним экономические процессы в современном российском обществе», при поддержке РФФИ.


Килинкаров В. В.

Вопросы гражданско-правового статуса Санкт-Петербургского государственного университета как бюджетного учреждения


В статье рассматриваются вопросы правового статуса федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования на примере Санкт-Петербургского государственного университета. Автором предложен собственный подход к выявлению особенностей специального гражданско-правового статуса СПбГУ и установлению пределов его автономии через последовательное описание его правового положения как некоммерческой организации, учреждения (бюджетного учреждения) и образовательной организации. Завершается исследование описанием индивидуального гражданско-правового статуса Университета — специфических особенностей его гражданско-правового положения, определенных Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете», а также уставом Университета. Такой подход позволяет более взвешенно анализировать проблемы, возникающие по поводу пределов полномочий органов управления высшего учебного заведения, возможностей их расширения, решения коллизий, связанных с применением различных законов, регулирующих правовой статус образовательного учреждения, а также иные проблемы правового статуса конкретного учреждения. 

 

УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Дворников Д. В., Тормышева Т. А.

Аспекты развития некоторых полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере образования

 

В статье рассматриваются важнейшие периоды становления и развития лицензирования образовательной деятельности в Российской Федерации. Уникальный опыт и результаты правоприменительной и судебной практик периода с 2006 по 2012 гг. был учтен в процессе совершенствования законодательства, прошедшем весьма бурные и жаркие споры и дебаты, не прекращающиеся и по сей день. Особое внимание уделено особенностям развития таких полномочий органов государственной власти, как аннулирование лицензий, осуществление мониторинга в сфере образования, а также новому институту образовательного права, до 2009 г. неизвестному российской правовой системе, — административной ответственности в сфере образования. Уделено внимание развитию такого полномочия, как проведение независимой оценки качества образовательной деятельности. Закрепление этого полномочия законом стало результатом многолетней работы по созданию организационных основ независимой оценки, а также многолетних дебатов о необходимости ее обязательного проведения в целях обеспечения публичности, объективности и всесторонности в сфере образования на современном этапе.

 

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

 

Чеха В. В.

Финансовое содействие  деятельности русских школ за рубежом: правовые проблемы

 

В статье раскрываются проблемы, связанные с правовым регулированием процесса финансирования из бюджетов Российской Федерации русских школ за рубежом, включая роль международных договоров с участием Российской Федерации, и вопросы правового статуса данных школ как возможных участников субъект-объектных отношений по финансированию.

Предлагаются определенного рода меры по совершенствованию правового регулирования данного процесса. Критически рассматривается содержание утвержденной в 2015 г. Президентом РФ Концепции «Русская школа за рубежом» с точки зрения возможностей использования ее для регулирования финансирования русских школ за рубежом.  

 

Орлов А. А.

Проблемы определения размера ущерба, причиненного преступлением руководителя образовательной организации

 

В статье рассматриваются проблемы определения значительного ущерба, причиненного преступлением руководителя образовательной организации. Отграничиваются преступления от административного правонарушения в зависимости от наличия значительного ущерба. Исследуется взаимосвязь имущественного положения потерпевшего с определением значительного ущерба. Анализируется вопрос установления стоимости поврежденного имущества образовательной организации с целью определения причинения значительного ущерба. 

Настоящая статья подготовлена в рамках научно-исследовательской работы по теме «Экспертно-аналитическое сопровождение юридической защиты прав и имущественных интересов Министерства просвещения Российской Федерации, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации организаций» в рамках Государственного задания Федерального центра образовательного законодательства на 2018 г.

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

 

Жаворонков Р. Н.

Проблемы толкования Конвенции ООН о правах инвалидов: инклюзивное образование

 

В статье рассматривается толкование ст. 24 «Образование» Конвенции ООН о правах инвалидов относительно вопросов организации инклюзивного образования. Излагаются базирующиеся на критическом осмыслении зарубежного опыта и экспериментальных данных отечественных исследований основные положения отечественной школы коррекционной педагогики и специальной психологии, касающиеся совместного обучения детей-инвалидов и остальных детей. С точки зрения приведенного научного опыта рассматриваются дискуссионные положения Замечаний общего порядка № 4 (2016) о праве на инклюзивное образование, которые подготовлены Комитетом ООН о правах инвалидов с целью толкования ст. 24 Конвенции. Предлагается интерпретация указанной статьи, основанная на отечественных научных исследованиях, с целью обеспечения реалистичности ее применения. Российское законодательство рассматривается в качестве примера сбалансированного правового регулирования образования инвалидов.

 

Ростовская Т. К., Скоробогатова В. И.

Использование инструментов международного права в развитии академической мобильности

 

В настоящей статье академическая мобильность рассматривается как важный инструмент формирования единого образовательного пространства мирового сообщества. Уточняется понятие «академическая мобильность» и даются ее основные характеристики. Проводится анализ действующих международных правовых документов по признанию иностранного образования и обеспечению качества образования, принятых в период с 2003 по 2018 гг. Отмечается, что реализация программ академической мобильности позволяет странам – участницам Болонского процесса получать положительные социально-экономические и демографические эффекты. Исследование проведено при поддержке РФФИ (проект № 18-29-15043).

 

ЗАРУБЕЖНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ

 

Мельник Т. Е.

Реформа законодательства о науке и высшем образовании в Польше 

 

В статье анализируются изменения в регулировании отношений в Польше в области науки и высшего образования в связи с принятием Закона от 20 июля 2018 г. «О высшем образовании и науке». Данный закон, который получил неформальное определение «Конституция для науки», знаменует собой процесс систематизации польского законодательства в области высшего образования и науки. Изменения затронули не только форму регламентирующего акта. Внесены серьезные поправки, касающиеся управления организациями высшего образования, обеспечения их автономии, финансирования научной деятельности, получения научных степеней, оценки деятельности ученых, в том числе в части наукометрических показателей. Обращение к иностранному опыту реформирования высшей школы и науки представляет значительный интерес с учетом изменений, происходящих в данной области в России. 

 

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Букалерова Л. А., Насонкин В. В., Остроушко А. В.

К вопросу о противодействии информационному воздействию на несовершеннолетних посредством сети «Интернет»

 

В статье анализируется действующее законодательство, регламентирующее вопросы обеспечения информационной безопасности и защиты несовершеннолетних от вредоносного психологического влияния в информационно-телекоммуникационных сетях. Выявлено, что в российском законодательстве существует достаточное количество актов, направленных на обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних, но в силу различных причин они не позволяют в полной мере обеспечить защиту российских детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию, в сети «Интернет».

Для устранения указанного недостатка авторы предлагают выработать единую государственную политику по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних в информационно-телекоммуникационных сетях. Основные положения данной политики должны быть закреплены в базовом документе стратегического планирования. Такой подход позволит суммировать квинтэссенции позитивного отечественного и международного опыта противодействия имеющейся проблеме и сформулировать основные направления совершенствования национального законодательства, ориентированного на обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних в информационно-телекоммуникационных сетях.

 

Камышова Е. В., Савинов Л. И.

Инклюзивное сопровождение как технология комплексного обеспечения прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в сфере высшего образования

 

Статья посвящена анализу специфики и значения технологии инклюзивного сопровождения для решения проблемы комплексного обеспечения прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в сфере высшей школы России. Это актуально в связи с востребованностью среди них высшего профессионального образования, с одной стороны, и относительно медленными темпами развития в вузах инклюзивной практики, с другой стороны. На примере ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» рассмотрены этапы применения данной технологии, показано многообразие ее направлений, форм и инструментария, обозначены основные проблемы развития, предложены варианты их решения. Сформулирован вывод о том, что значение технологии инклюзивного сопровождения не ограничивается ее ролью только в комплексном обеспечении прав студентов указанных категорий в высшей школе, а может быть рассмотрено еще, как минимум, на уровнях индивида, семьи, вуза, общества.

 

Хачикян Е. И., Филиппова Т. И., Пацакула И. И.

Грантовая активность ученых в контексте оценки эффективности деятельности научных организаций и вузов

 

В статье приводится обзор нормативно-правовой базы, направленной на совершенствование государственной политики Российской Федерации в области образования и науки с учетом требований инновационной экономики. Рассмотрен вопрос мониторинга эффективности и результативности деятельности научных организаций и вузов как меры по формированию конкурентоспособной науки, увеличению ее вклада в социально-экономическое развитие страны и повышению престижа в обществе; дан анализ законодательных актов, регламентирующих проведение мониторинга. Предложена авторская методика оценки грантовой активности ученых (в масштабе региона), которая вписывается в систему оценки эффективности и результативности деятельности научных организаций и вузов по ряду значимых показателей. Исследование выполнено при поддержке РФФИ и Правительства Калужской области (проект № 17-13-40004-ОГН «Оценка актуального состояния грантовой активности учёных Калужской области»).

 

ПУБЛИКАЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

 

Артамонова Ю. С.

Направления развития законодательства об образовании

 

Настоящая статья посвящена анализу процесса становления и развития российского законодательства об образовании. В публикации рассмотрены основные направления развития законодательства об образовании с древнейших времен, действующее законодательство в соответствующей сфере, а также определены направления его дальнейшего совершенствования.

 

Сидорова Ю. О.

Особенности признания образования беженцев: опыт стран ЕС и Российской Федерации

 

В представленной статье рассматриваются нормативно-правовые и организационные аспекты функционирования действующей в Российской Федерации системы признания образования беженцев. Также приводится европейский опыт оценки квалификаций беженцев, описываются особые случаи, связанные с данной процедурой, и пути их решения.


Возврат к списку