Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Заседание Ученого совета

10 октября 2018 г. состоялось расширенное заседание Ученого совета Федерального центра образовательного законодательства» (далее – Центр, ФЦОЗ).
Помимо научных работников Центра и членов Ученого совета в заседании приняли участие директор Правового департамента Министерства просвещения Российской Федерации Нуждина Светлана Анатольевна, кандидат юридических наук, заместитель директора Правового департамента Министерства просвещения Российской Федерации Пуляева Елена Валерьевна, кандидат юридических наук, заведующий отделом социального законодательства Института законодательства  и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Наталья Васильевна Путило, доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой «Правоведение» ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» Светлана Васильевна Барабанова, доктор социологических наук, заместитель директора Института социально-политических исследований РАН Тамара Керимовна Ростовская.

Заседание открыл доктор политических наук, кандидат юридических наук, директор Центра Владимир Владиславович Насонкин с информацией об изменении подведомственности Центра, утверждении изменений в Устав в связи со сменой Учредителя Центра, после чего вступительное слово было предоставлено директору Правового департамента Минпросвещения России С.А. Нуждиной.

Как было отмечено С.А. Нуждиной, в настоящее время есть поручение Правительства Российской Федерации внести изменения в связи с проводимой реорганизацией во все нормативные правовые акты, в частности, по вопросам распределения полномочий. Кроме того, вызывает массу насущных вопросов и проводимые с недавнего времени мониторинги правоприменения. Основной задачей, которая стоит теперь перед Правовым департаментом, является создание оптимальной и эффективной системы обратной связи с региональными ведомствами, осуществляющими управление в сфере образования.
Помимо этого, вопросы развития общего образования и повышения престижности рабочих специальностей, а также языковой политики, обучения на национальных языках в школах, поддержки и развития миноритарных языков, тоже находятся в числе приоритетных направлений деятельности нового Министерства просвещения Российской Федерации.
В связи с изложенным, С.А. Нуждина сообщила, что Правовым департаментом планируется использовать интеллектуальный ресурс Федерального центра образовательного законодательства для достижения поставленных целей и задач.
С особым удовлетворением С.А. Нуждина отметила «то, что Центр делает в настоящее время и все те существенные результаты, достигнутые за предыдущие годы работы, это серьезный труд. Сегодня, когда перед Министерством просвещения Российской Федерации стоит крупная задача по существенному изменению Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», и в срок до 20 декабря 2018 года уже необходимо представить проект таких изменений, научно-интеллектуальный ресурс Центра будет особенно востребован. В предполагаемых изменениях должны найти отражение вопросы просвещения, воспитания, максимально отразиться новые подходы к образованию без аттестации для старшего поколения, использования в обучении национальных языков и многие другие».

Также слово было предоставлено доктору юридических наук, профессору, главному научному сотруднику Центра Владимиру Михайловичу Сырых, осуществляющего научное руководство и координацию работ по составлению и подготовке юбилейного сборника научных трудов (коллективной монографии) «Гармонизация федерального законодательства об образовании и законодательства об образовании субъектов Российской Федерации», посвященного 20-летию Центра.

В продолжение сказанного о развитии и совершенствовании мониторингов правоприменения В.М. Сырых отметил, что современный мониторинг проводится в нарушение научных канонов, и его результаты не отражают объективную картину состояния механизма правового регулирования образовательных правоотношений в стране. Нужно проводить специальное правовое исследование с анкетированием учащихся, педагогических работников, сотрудников органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.

Он также отметил, что сегодня ситуация в стране в этом направлении весьма удручающая, остро стоят вопросы учебной логистики, существует множество проблем обеспечения деятельности педагогических работников. Однако вопросы изучения национального языка, по мнению В.М. Сырых, лучше в анкетах не затрагивать. Кроме того, весьма интересным становится опыт государств бывшего СССР, в которых реализуется новая государственная языковая политика. Например, В Республике Казахстан теперь в обязательном порядке изучаются три языка: казахский, русский и английский. Необходимо посмотреть и проанализировать их опыт.

Другой не менее важной проблемой, как считает В.М. Сырых, является необходимость подготовки педагогическим и управленческим персоналом общеобразовательных организаций огромного массива документов. В этой связи Владимир Михайлович предложил использовать потенциал Центра в целях подготовки модельных документов для школ всей страны с изданием соответствующего сборника.

Относительно разработки предложений по внесению изменений в действующий Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и дальнейшей работы по гармонизации законодательства субъектов Российской Федерации, В.М. Сырых отметил, что сегодня законы субъектов не содержат фактических норм, зачастую только отсылочные и бланкетные. Ряд правоотношений не имеет надлежащего нормативного регулирования. Во многом это обусловлено и недостатками самого Федерального закона. Безусловно, изменения в него уже насущно необходимы, кроме того, его нужно наполнять нормами, регулирующими отношения именно в сфере общего образования.

О ходе выполнения работ по Государственному заданию ФЦОЗ в 2018 году с подробным докладом выступила кандидат юридических наук, начальник отдела НИР Зоя Павловна Дащинская, которая, в частности, отметила:

По состоянию на 1 октября 2018 г. Центр реализует 5 научно-исследовательских проектов, из которых три выполняются в рамках государственного задания Центра, и два - по договорам с РФФИ.

В рамках государственного задания Центр ведет научно-исследовательскую работу по темам:

1. «Мониторинг и обобщение состояния правового регулирования и правоприменительной практики Минобрнауки России и субъектов Российской Федерации по реализации языковой политики и подготовка предложений по совершенствованию законодательства в сфере реализации языковой политики».

2. «Мониторинг выполнения Россией международных обязательств, судебных решений и рекомендаций международных организаций по предмету ведения Министерства образования и науки Российской Федерации».

3. «Анализ законодательства отдельных субъектов российской федерации на предмет непротиворечивости и соответствия федеральному законодательству, полноты регулирования, а также с целью выявления пробелов и иных недостатков действующих нормативных правовых актов, негативно влияющих на единство правового пространства в сфере образования (по всем уровням образования)».

Научно-исследовательскими проектами Центра, поддержанными РФФИ, являются:

1. «Ортологические трудности русского языка и корпоративные нормы в административно- правовой сфере».

2. «Исследование юридических аспектов формирования и реализации проектов класса «мегасайенс» за рубежом и разработка моделей правовой защиты прав и законных интересов российских ученых и научных организаций, участвующих в проектах «мегасайенс» за рубежом». Данный проект принимал участие в конкурсе РФФИ на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме «Модели правового регулирования международного научно-технического сотрудничества и международной интеграции России» и был поддержан РФФИ.

В целом, следует отметить, что научно-исследовательская работа в центре ведется на достаточно хорошем уровне, публикационная активность наших научных сотрудников растет, имеются публикации в журналах ВАК, в журналах, входящих в ядро РИНЦ, в материалах, опубликованных по результатам участия в научных конференциях различного уровня.

Об инициировании и организации комплексных научных исследований Центра в рамках референтных групп «юридические науки», «социология», «политология», «педагогика», «международные отношения» выступила доктор социологических наук, заместитель директора Института социально-политических исследований РАН Т.К. Ростовская.

Тамара Керимовна с удовлетворением отметила, что взаимодействует с Центром уже более 5 лет, имеются совместные научные публикаций. Развитие такого плодотворного научного сотрудничества хотелось бы видеть в продолжении работы и в сфере высшего образования. Например, Т.К. Ростовская сообщила, что в настоящее время она является членом экспертной группы, занимающейся развитием студенческой семьи. В этой работе особое внимание, в частности, уделено вопросам создания яслей на базе вузов. Кроме того, как известно, Высшая школа экономики сегодня очень активно пропагандирует разделение организаций высшего образования на три уровня, в соответствии с которыми и предполагается проведение нового порядка государственной аккредитации. Тамара Керимовна охарактеризовала эту деятельность именно как внедрение той самой цифровой экономики, информатизации нашего общества, о которой столько говорится в последнее время. Однако какие программы и какие компетенции будут заложены в такую систему образования, неизвестно.

Такая работа, безусловно, требует масштабного системного аналитического исследования.

В завершение своего выступления Т.К. Ростовская подарила новую монографию, выпущенную ИСПИ РАН в 2018 году, «Вызовы цифрового будущего и устойчивое развитие России. Социально-политическое положение и демографическая ситуация в 2017 – 2018 годах.

Заседание было продолжено краткими отчетами руководителей НИР, проводимых в рамках выполнения государственного задания Центра в 2018 году.

Кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Центра Дмитрий Владимирович Бондаренко выступил с отчетом о проделанной работе по теме «Мониторинг и обобщение состояния правового регулирования и правоприменительной практики Минобрнауки России и субъектов Российской Федерации по реализации языковой политики и подготовка предложений по совершенствованию законодательства в сфере реализации языковой политики»;

Кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Центра Ольга Игоревна Селиверстова представила промежуточного отчет о проведении научно-исследовательской работы по теме государственного задания Центра «Мониторинг выполнения Россией международных обязательств, судебных решений и рекомендаций международных организаций по предмету ведения Министерства образования и науки Российской Федерации»;

Доктор педагогических наук, кандидат юридических наук, заведующий сектором Ирина Федоровна Сюбарева сообщила основные результаты, полученные в ходе выполнения НИР по теме «Анализ законодательства отдельных субъектов Российской Федерации на предмет непротиворечивости и соответствия федеральному законодательству, полноты регулирования, а также с целью выявления пробелов и иных недостатков действующих нормативных правовых актов, негативно влияющих на единство правового пространства в сфере образования (по всем уровням образования)».


FCOZ_ученый_совет3.JPGFCOZ_ученый_совет1.JPGFCOZ_ученый_совет2.JPGFCOZ_ученый_совет4.JPGFCOZ_ученый_совет5.JPG
FCOZ_ученый_совет6.JPGFCOZ_ученый_совет7.JPGFCOZ_ученый_совет8.JPG


Возврат к списку