Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

О полномочиях Минпросвещения России

 

О полномочиях Министерства просвещения Российской Федерации

в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти

 

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2018 N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство образования и науки Российской Федерации было преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Министерству просвещения Российской Федерации переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере:

общего образования;

среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования;

профессионального обучения;

дополнительного образования детей и взрослых;

опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан;

социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также

функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере:

общего образования;

среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования;

профессионального обучения;

дополнительного образования детей и взрослых, воспитания.

В связи с преобразованием Министерства образования и науки Российской Федерации, его полномочия были поделены между двумя министерствами исходя из установленной для каждого из них сферы деятельности. В связи с чем, часть полномочий преобразованного министерства была перенесена в Положение о Министерстве просвещения Российской Федерации без изменений, часть полномочий изменена с учетом установленной сферы деятельности, часть полномочий внесена в Положение с учетом изменений законодательства и изменений в структуре федеральных органов исполнительной власти.

Так, в соответствии с Положением о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 № 884, Министерство принимает следующие нормативные правовые акты:

- формы и порядок проведения государственной итоговой аттестации по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования в любых формах, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации), а также сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету в рамках государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки) (подпункт 4.2.25. Положения). Ранее согласно части 5 статьи 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» это определялось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования самостоятельно.

- формы государственной итоговой аттестации для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с основными образовательными программами основного общего и среднего общего образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (подпункт 4.2.26 Положения). Ранее эти формы согласно пункту 1 части 13 статьи 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливались федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования самостоятельно.

- образец, описание медали «За особые успехи в учении» и порядок ее выдачи (подпункт 4.2.27 Положения). Ранее согласно части 10 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» это устанавливалось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

- порядок расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (по согласованию с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации) (подпункт 4.2.34 Положения). Ранее указанный порядок согласовывался только с Министерством здравоохранения Российской Федерации, теперь он будет согласовываться и с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.

- примерная форма договора об организации отдыха и оздоровления ребенка (подпункт 4.2.48. Положения). Согласно абзацу седьмому пункта 1 статьи 12.1 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" утверждение примерной формы договора отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

- показатели, характеризующие общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам (подпункт 4.2.49 Положения). Указанные показатели согласно части 5 статьи 95.2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, в соответствии с установленной сферой деятельности.

- порядок организации и осуществления деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа (подпункт 4.2.50 Положения). В соответствии с пунктом 12 статьи 15 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ (в редакции Федерльного закона от 27.06.2018) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" указанный порядок определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

- порядок организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы (совместно с Министерством юстиции Российской Федерации) (подпункт 4.2.51 Положения). Указанный порядок согласно части 6 статьи 80 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

- порядок обеспечения администрацией мест содержания под стражей условий для получения несовершеннолетними лицами, подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей, начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме самообразования, а также порядка оказания им помощи в получении начального общего, основного общего и среднего общего образования (совместно с Министерством юстиции Российской Федерации) (подпункт 4.2.52 Положения). Указанный порядок в соответствии с частью 2 статьи 80 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 N 884 "Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" вступает в силу 10 августа 2018 года.

Кроме того, в соответствии с Положением о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2018 N 682 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации 28.07.2018 № 884) (далее-соответственно Положение, Минобрнауки России), по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации Минобрнауки России принимает следующие нормативные правовые акты:

- порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (подпункт 4.2.4. Положения);

- порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (подпункт 4.2.6. Положения);

- порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования (в том числе порядок признания организации федеральной инновационной площадкой) (подпункт 4.2.10. Положения);

- показатели деятельности организации дополнительного профессионального образования, подлежащей самообследованию (подпункт 4.2.15. Положения);

- порядок проведения самообследования образовательной организацией (подпункт 4.2.16. Положения);

- порядок и основания предоставления обучающимся академического отпуска (подпункт 4.2.18. Положения);

- случаи и порядок перехода обучающихся с платного обучения на бесплатное (подпункт 4.2.19. Положения);

- порядок предоставления педагогическим работникам длительного отпуска сроком до одного года (подпункт 4.2.27. Положения);

- особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (подпункт 4.2.28. Положения);

- примерная форма договора о дополнительном профессиональном образовании (подпункт 4.2.30. Положения);

- федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, включенным в укрупненные группы специальностей и направлений подготовки "Образование и педагогические науки" (подпункт 4.2.39. Положения);

- порядок проведения олимпиад школьников (включая установление перечня и уровней олимпиад школьников, в том числе критериев определения уровней указанных олимпиад, образцов дипломов победителей и призеров олимпиад школьников, порядка предоставления особых прав победителям и призерам олимпиад школьников при приеме в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников) (подпункт 4.2.44. Положения);

- порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности (подпункт 4.2.47. Положения);

- порядок отбора иностранных граждан на обучение в пределах квоты, установленной Правительством Российской Федерации, а также предъявляемые к ним требования (подпункт 4.2.48 Положения);

- требования к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке (подпункт 4.2.50 Положения);

- форма справки-вызова, дающей право на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования (подпункт 4.2.59 Положения);

- показатели, характеризующие общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам (подпункт 4.2.72 Положения);

- утверждает государственное задание федеральному государственному бюджетному учреждению "Российская академия образования", а также научным организациям, подведомственным Министерству и созданным в форме бюджетных и автономных учреждений, ранее находившимся в ведении федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия образования", на проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований (подпункт 4.23.2 Положения).

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в соответствии с подпунктом 5.30 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 N 885, по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации осуществляет согласование назначения на должности руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия Российской Федерации в сфере образования.


11 августа 2018 года


Возврат к списку