Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Ежегодник

ЕЖЕГОДНИК РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

ТОМ 12, 2017 (декабрь)

 


 

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА

 

О.И. Бекетов, Ю.П. Соловей

О перспективах  Кодекса РФ об образовании: административно-правовая оценка российского образовательного законодательства

В год пятилетия вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273) авторы предлагают вновь вернуться к рассмотрению возможности разработки и принятия Кодекса РФ об образовании. Необходимость реанимации идеи названного кодекса обусловлена наличием ряда проблемных ситуаций и пробелов в правовом регулировании образовательных отношений.

История систематизации законодательства об образовании и практика применения ФЗ № 273, по мнению авторов, убедительно свидетельствуют о том, что вопрос о Кодексе был закрыт преждевременно, формат и рамки нового закона не позволили отразить многие процедурные аспекты образовательных правоотношений, которые требуют сегодня четкой регламентации. Кроме того, в силу положений действующего закона субъекты Российской Федерации в значительной степени утратили законотворческую инициативу в части региональной поддержки субъектов образовательной деятельности.

На основе анализа сильных и слабых сторон ФЗ № 273, действенности, эффективности и даже жизнеспособности отдельных норм данного закона, тенденций подзаконного регулирования авторы делают вывод о необходимости и возможности вернуться к идее принятия Кодекса РФ об образовании. При этом речь не идет о революционной ревизии норм действующего закона или о новой дискуссии о юридической силе кодекса в сравнении с федеральным законом.  Развитие указанной идеи возможно в двух формах: во-первых, разработать в порядке эксперимента Кодекс  об образовании в масштабах субъекта Российской Федерации в соответствии с ФЗ № 273 с включением в него не только положений о мерах социальной поддержки субъектов образовательных отношений в регионе, но и морально-этических норм, обычаев, судебных прецедентов в сфере образования. Подобная инновационная модель кодекса позволит снять  известный негативизм ортодоксальных юристов в отношении словосочетания «образование и кодекс». Во-вторых, следовало бы разработать и надлежащим образом сформулировать ряд процедурно-процессуальных норм, все в большей мере опосредующих процесс управления системой образования и становящихся действительно важным средством государственной регламентации образовательной деятельности (лицензирование, аккредитация, контроль и надзор).


 

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ

Н.С. Волкова

Школьный транспорт: проблемы и решения

Статья посвящена изучению проблем правового регулирования вопросов транспортного обеспечения обучающихся. Исследованы нормативные правовые акты федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации, регламентирующие данные вопросы, практика их применения. Выявлены проблемы, возникающие в процессе реализации обучающимися прав в связи с транспортным обеспечением. Проанализированы судебные решения, вынесенные в связи с нарушением образовательных прав, обусловленных необеспечением школьным транспортом. Подробно исследована правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации по рассматриваемому вопросу, сформулированная им в постановлении от 5 июля 2017 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Особое внимание в статье уделено зарубежному опыту регулирования данных вопросов.

 

Т.П.Бодякина, Ю.Е. Гарцева

Обеспечение обучающихся учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)

В статье рассматриваются вопросы исполнения государственных гарантий реализации прав на получение образования в части приобретения учебников и учебных пособий. Особое внимание уделяется процедурам закупки конкурентными способами определения поставщиков и у единственного поставщика. В статье обозначаются проблемы, возникающие при формировании библиотечных фондов. Формулируются практические рекомендации для образовательных организаций по решению проблем обеспечения обучающихся учебными изданиями.


 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Н.А. Шевелева

Проблемы правового регулирования использования онлайн-курсов в образовательном процессе (в реализации основных образовательных программ) 

В статье анализируется действующее законодательство в сфере образования, регламентирующее электронное обучение, использование дистанционных технологий и онлайн-курсов. Предпринимается попытка увидеть объем вопросов, которые могут  и должны быть урегулированы локальными актами образовательной организации,  внедряющей онлайн-курсы в традиционный учебный процесс, а также определить границы локального правотворчества, с целью обеспечения прав и интересов обучающихся и преподавателей, закрепленных в федеральном законе. В результате проведенного исследования автором сделано несколько выводов, ключевыми из которых являются следующие. Во-первых, онлайн-курсы признаются компетентным регулятором допустимыми  и приемлемыми явлениями в традиционном учебном процессе, способными заменить привычные виды учебной деятельности (лекции, семинары, аттестацию и др.). Во-вторых, электронное обучение не может быть представлено совокупностью онлайн-курсов, в электронном обучении остается место непосредственному контакту преподавателя и студента, меняется лишь среда, аудитория в физическом ее смысле уступает место информационной среде, в которой  обучающий и обучаемые существуют независимо во времени и пространстве, осуществляя коммуникации, в том числе, в любое, удобное для себя время. В-третьих, действующее образовательное законодательство позволяет рассматривать нормативное правовое регулирование использования онлайн-курсов прерогативой самой образовательной организации.

 

С.М. Оленников, И.А.Васильев

Понятие «совместная реализация образовательных программ» через призму деятельности Сетевых университетов БРИКС, СНГ, ШОС 

В положениях Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» законодатель на догматическом уровне предусмотрел сетевую форму реализации образовательных программ, а также возможность совместной реализации программ. Однако применение обоих правовых институтов неизбежно вызывает ряд моментов, нуждающихся в уточнении благодаря успешным образовательным проектам, воплощаемым образовательными организациями. Для российских университетов такими проектами неизбежно являются созданные на уровне международной коллаборации образовательных организаций так называемые «Сетевые университеты» в развитие сотрудничества государств-участников интегративного образования БРИКС, а также международных организаций Содружества Независимых Государств и Шанхайской организации сотрудничества. Три примера являются уникальными благодаря разным основаниям создания, поставленным целям по реализации образовательных программ разных уровней, принципам ведения образовательной деятельности. Вместе с тем, данные университеты объединяет сетевое партнерство как способ реализации программ, что оставляет открытыми для обсуждения, как минимум, два конкурирующих вопроса. Во-первых, является ли участие российских образовательных организаций в упомянутых проектах сетевой формой образовательных программ? Во-вторых, следует ли рассматривать участие российских образовательных организаций в Сетевых университетах в качестве совместной реализации образовательных программ, не сводимой к сетевой форме? На оба вопроса мы постараемся представить нашу позицию в настоящей статье.

 


ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

И.Ф. Сюбарева

Приносящая доход деятельность в сфере образования: тенденции правового регулирования

В статье рассматриваются тенденции, связанные с режимом правового регулирования деятельности, приносящей доход в сфере образования, и его оформлением в законодательстве в части упорядочения понятий и терминов, индивидуального предпринимательства, образовательных услуг, использования государственного имущества в гражданском обороте. Подчеркивается прогрессивная направленность тенденции усиления правового регулирования имущественных отношений с участием образовательных организаций. Акцентируется внимание на тенденции коммерциализации деятельности образовательных организаций, обусловленной ослаблением государственного вмешательства в экономику образовательных организаций и установлением дозволительного подхода в правовом регулировании приносящей доход деятельности.


 

ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Л.Н.  Васильева

Единство российской нации в векторе развития этнической самобытности

В настоящее время продолжается формирование правовых основ обеспечения единства российской нации.  Терминологически "российская нация" взаимоувязана с конституционными ценностями, что, в свою очередь, позволяет рассматривать ее и как новую культурную ценность российского общества, и как конституционную ценность, сопряженную с понятием «многонациональный народ Российской Федерации». При этом сохранение многообразия и этнической самобытности этносов, составляющих многонациональный народ Российской Федерации, предполагает совершенствование мер правовой защиты национальных языков, культур и традиций всех народов Российской Федерации. 

В статье подчеркивается, что формирование единой консолидирующей системы ценностей возможно и правовыми средствами, в том числе. Существенное значение в реализации направлений государственной национальной политики Российской Федерации должно быть отведено информационной составляющей о единстве российской нации. При этом появление единой российской нации невозможно без обеспечения единства нации в политической, экономической, социальной сферах. Существенна роль образования в вопросах формирования подходов к пониманию самого термина «российская нация».

В статье делается акцент и на вопросы развития российского законодательства в сфере межнациональных отношений в целом. Статья затрагивает такие актуальные проблемы развития федерального законодательства как сохранение и развитие национального языка,  поддержка коренных малочисленных народов Российской Федерации, закрепление в деятельности образовательных организаций понятия «россиянин».


Д.В. Бондаренко

Аналитический обзор международных обязательств СССР - Российской Федерации в области языковой образовательной политики

В статье рассматриваются аспекты реализации международных обязательств СССР и Российской Федерации в области языковой образовательной политики с приведением извлечений из текстов международных докладов, прозвучавших на заседаниях различных Комитетов ООН и закрепленных соответствующими международно-правовыми документами (отчетами).


А.А. Жидикин

Правовой статус государственных языков: опыт сравнительно-правового исследования

В статье приводятся результаты сравнительно-правового исследования правового статуса государственных языков в зарубежных государствах (США, Канаде, Франции, Швейцарии, Финляндии и др.). Государственный язык является одним из основных признаков государства, поскольку неразрывно связан с ним и является уникальной формой его функционирования. Анализ нормативно-правовых актов зарубежных государств показывает, что правовой статус государственных (официальных) языков зависит от государственного устройства, национального состава населения, традиций, правовой культуры этих государств, а также от языковой политики, которую проводит то или иное государство. В каждом государстве исторически складывалась своя специфическая обстановка, определявшая установление того или иного языка в качестве государственного или официального. Оценивая опыт целого ряда государств в языковой политике и языковом строительстве, можно отметить общее для этих государств стремление укрепить статус своих государственных языков, повысить его значимость и престиж, на что указывает конституционно-правовое положение этих языков. При этом для многих современных государств характерно то, что они стали отходить от политики языковой ассимиляции и признавать культурное многообразие и языковые права национальных меньшинств. В конституциях этих государств для обозначения государственного языка, как правило, используются термины «национальный» или «официальный» язык. Каждая страна, законодательно устанавливающая закономерности языковой жизни, обычно учитывает языковую ситуацию в стране и основные принципы национальной политики, в значительной мере определяющие языковую политику страны.

В статье приводятся  обобщенные модели законодательного закрепления языка в качестве  государственного: однокомпонентные - с одним государственным языком (например, Франция, Дания), двухкомпонентные (например, Канада, Кипр), многокомпонентные (например, Швейцария).модели языкового законодательства. Некоторые страны (например, США) не устанавливают в Конституции государственный язык страны. Другие страны (например, Канада, Бельгия, Испания) законодательно закрепляют правила речевого поведения в официальных сферах. Каждая страна, законодательно устанавливающая закономерности языковой жизни, обычно учитывает языковую ситуацию в стране и основные принципы национальной политики, в значительной мере определяющие языковую политику страны.

    


СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

  

Ю.В. Гинзбург

Судебная практика по государственной регламентации образовательной деятельности в высшем образовании

В статье рассматривается судебная практика по рассмотрению споров между Рособрнадзором и образовательными учреждениями высшего образования по вопросам регламентации образовательной деятельности. Анализируются процессуальные особенности данной категории споров, а также отдельные правовые позиции судов по применению законодательства об образовании

 


МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

С.А. Коваленко, Г.Ф.Ткач, В.М.Филиппов 

Современный этап модернизации международного образовательного законодательства в области признания квалификаций 

В данной статье рассматриваются основные направления развития международного образовательного законодательства в области признания квалификаций. Показано, что за последние полвека изменения в этой области коснулись не только самой концепции признания, но и механизмов его реализации. Исключительную роль в этом сыграли две международные организации: ЮНЕСКО и Совет Европы. В работе приведен краткий обзор международных соглашений в области признания квалификаций, разработанных этими организациями. Отдельное внимание уделяется совместной (ЮНЕСКО и Совета Европы) Лиссабонской конвенции, которая стала значительной вехой в развитии международного образовательного законодательства в области признания. Приведен краткий сравнительный анализ Лиссабонской конвенции и проекта ныне разрабатываемой Глобальной конвенции о признании квалификаций высшего образования.

 


ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЗА РУБЕЖОМ

 

А.М. Кальяк, Ю.Хрущев

Закон Украины «Об образовании»: pro et contra

В статье содержится анализ Законы Украины «Об образовании» 2017 года, раскрываются его позитивные стороны и имеющиеся недостатки. Главное внимание уделяется обоснованию образовательных отношений как разновидности правовых отношений, которые в законе подменяются терминами «образовательный процесс» и «образовательная услуга». В результате регулирование образовательных отношений обретает неполный, противоречивый и недостаточно последовательный характер. Действенным средством преодоления названных недостатков, приведения законодательства об образовании в целостную систему признается его кодификация посредством подготовки и принятия образовательного кодекса.

 

Т.Е. Мельник

Реформа образовательного законодательства в Польше в 2016-2017 гг.

В статье освещены основные направления изменения правового регулирования отношений в сфере образования в Польше в связи с принятием в 2016 году нового закона об образовании, дана характеристика указанного закона, освещена общественная дискуссия, вызванная изменениями образовательного законодательства, отдельно рассматриваются такие вопросы как доступность образования, обеспечение права на образование, система общего образования, изменения в системе управления образованиям в контексте проводимой образовательной реформы

 


МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Е.Н. Рябова

Нормативно-правовые основы социальной поддержки обучающихся в Российской Федерации

В статье представлен анализ положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», содержащих меры социальной поддержки и стимулирования обучающихся в различных видах образовательных учреждений. Автором показана актуальность и важность данных мер поддержки, дано описание порядка их предоставления, в том числе в отношении отдельных социально уязвимых категорий обучающихся. В статье предложена классификация закрепленных мер социальной поддержки и стимулирования в зависимости от формы предоставления, категории обучающихся, типа решаемой проблемы обучающихся. В завершении статьи автором выделены особенности, в том числе и недостатки, правового регулирования мер социальной поддержки и стимулирования в сфере образования. Материалы статьи полезны для теоретиков и практиков, занятых вопросами социальной защиты обучающихся, а также для повышения правовой грамотности самих учащихся.

 

О.Н. Киянова, М.Н. Панова

Дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих: некоторые аспекты освещения вопросов использования государственного языка Российской Федерации

Статья посвящена проблеме использования русского языка как государственного языка Российской Федерации в административно-правовой сфере и ее отражению в программах дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих. При создании и реализации подобных программ необходимо обращать внимание на трудности словоупотребления, грамматики и стилистики русского языка, а также учитывать  противоречия между рекомендациями академических словарей и реальной речевой практикой законодателей, работников сферы государственного управления и стремиться к скорейшему решению (урегулированию) этой проблемы.

 

Е.И. Хачикян, Т.И. Филиппова, И.И. Пацакула

Социально-правовые аспекты оценки грантовой активности ученых в регионах России (на примере Калужской области)

В статье рассматривается проблема оценки грантовой активности ученых как одного из важнейших индикаторов состояния научного потенциала в регионах России, что продиктовано современными реалиями, поскольку не всегда ученые осведомлены о доступных формах грантовой поддержки научно-исследовательских работ и, соответственно, слабо вовлечены в грантовую деятельность. Данная проблема рассматривается через призму анализа её социально-правовых аспектов. В статье приведен терминологический анализ самого понятия «грант» и проблем, сопряженных с множественностью его трактовок в российском законодательстве. Подчеркнута актуальность проведения оценки состояния грантовой активности ученых в регионах России, в том числе и в целях обязательного мониторинга эффективности работы научных организаций и вузов нашей страны. Оценка грантовой активности ученых осуществлена авторами статьи на примере Калужской области – одного из динамично развивающихся регионов РФ с высокой концентрацией ученых.

 

А.А. Антипова, Е.Н. Касаркина

Учет профессиональных стандартов при формировании образовательных программ в высшем образовании (на примере направления подготовки 39.03.02 Социальная работа)

В статье анализируется роль профессиональных стандартов в современной России как на рынке труда, так и для развития системы высшего образования. Осуществлен обзор процесса возникновения и развития профессиональных стандартов в отечественном правовом поле. Приводятся примеры разработки, совершенствования и широкого внедрения в практику профессиональных стандартов в зарубежных странах. Обосновывается значимость и проблематика учета профессиональных стандартов при формировании образовательных программ на уровне высшего образования. На примере проекта федерального государственного образовательного стандарта высшего образования направления подготовки 39.03.02 Социальная работа анализируется механизм включения элементов профессиональных стандартов в стандарты образовательные с учетом компетентностного подхода. Полученные результаты исследования раскрывают особенности, успехи, проблемы и возможные перспективы, которые вырисовываются в процессе учета профессиональных стандартов при формировании образовательных программ в высшем образовании.


Возврат к списку