Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Новые ответы на вопросы

Взимается ли плата за проживание в интернате при школе?

О выплате студентам очникам стипендии и пособия по беременности и родам одновременно, без оформления академического отпуска

Лицо одновременно обучается по двум программам высшего образования одного уровня (например, по двум программам магистратуры). Вправе ли оно обучаться по обеим образовательным программам за счёт бюджетных средств?

Если студенты обучались в профессиональной образовательной организации по специальности платно, то могут ли они обучаться по профессии в профессиональной образовательной организации бесплатно? 

Можно ли  на уровне основного и среднего общего образования  сочетание очной и семейной форм обучения. Кроме этого, если да, то можно ли часть предметов по желанию родителей (законных представителей)  изучать в форме семейного образования , а остальные - по очной форме?

Возможно ли закончить экстерном (за 1 год) 10-11 класс в общеобразовательной организации?


Взимается ли плата за проживание в интернате при школе?

 

В соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, могут быть созданы условия для проживания обучающихся в интернате. За содержание детей в образовательной организации с наличием интерната, включающее в себя обеспечение обучающихся в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем, питанием и организацию их хозяйственно-бытового обслуживания,  учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, и ее размер, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Учредитель вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в определяемых им случаях и порядке.

Так, например, в одних регионах для родителей (законных представителей), имеющих двух и более детей дошкольного возраста, размер родительской платы уменьшается на 50%, а в других регионах с родителей (законных представителей), признанных малоимущими, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, родительская плата за содержание детей в школах-интернатах не взимается. При этом Федеральный закон не допускает включение расходов на реализацию образовательной программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций в родительскую плату за содержание детей в образовательной организации, имеющей интернат.

Для сведения. Родительская плата не взимается   за содержание детей в интернатах образовательных организаций, реализующих интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта, и обеспечивающих подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 6 статьи 84 Федерального закона).

По состоянию законодательства на 19 января 2018 года. 


О выплате студентам очникам стипендии и пособия по беременности и родам одновременно, без оформления академического отпуска

 

Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и Порядку и условиям назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. N 1012н (зарегистрировано Минюстом России 31 декабря 2009 г. N 15909) (далее - Порядок), женщины, обучающиеся по очной форме обучения на платной или бесплатной основе в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования имеют право на получение пособия по беременности и родам.

Названное пособие назначается и выплачивается указанным женщинам по месту учебы за период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - восемьдесят четыре) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, при рождении двух и более детей - сто десять) календарных дней после родов - на основании медицинской справки установленной формы. Таким образом, исходя из изложенного пособие по беременности и родам назначается и выплачивается за календарные дни, приходящиеся на период отпуска по беременности и родам (пункт 13 Порядка). Следует также отметить, что право на отпуск по беременности и родам имеют только женщины, поскольку именно они фактически вынашивают и рожают ребенка, а значит, именно им необходимо освобождение от работы (учебы) на период подготовки к родам и восстановления после них.

В соответствии с пунктами 17 и 18 Порядка выплата пособия по беременности и родам осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в установленном порядке профессиональным образовательным организациям, образовательным организациям высшего образования, образовательным организациям дополнительного профессионального образования на выплату стипендий в виде пособия по беременности и родам. Пособие по беременности и родам назначается и выплачивается не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления вместе со справкой медицинской организации.

Согласно пункту 23 Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27 декабря 2016 г. N 1663 (зарегистрировано Минюстом России 24 января 2017 г. N 45376), выплата государственной академической стипендии студентам, в том числе повышенной государственной академической стипендии,  приостанавливается с первого числа месяца, следующего за месяцем предоставления  академического отпуска, а также отпуска по беременности и родам, и возобновляется с первого числа месяца выхода из академического отпуска, а также отпуска по беременности и родам по результатам промежуточной аттестации, имевшимся на дату предоставления академического отпуска, а также отпуска по беременности и родам, с учетом периода обучения, за который государственная академическая стипендия студентам, в том числе повышенная государственная академическая стипендия, была выплачена до предоставления академического отпуска, а также отпуска по беременности и родам.

При этом, обращаем внимание, что нахождение студента в академическом отпуске по медицинским показаниям, по беременности и родам, по уходу за ребенком не является основанием для прекращения выплаты назначенной студенту на один учебный год стипендии Правительства Российской Федерации (письмо Минобрнауки России от 27 апреля 2017 г. N 06-448 "Об основаниях для досрочного прекращения выплаты стипендии Правительства Российской Федерации").

Ответ подготовлен в соответствии с законодательством по состоянию на 15 января 2018 года.

 

Лицо одновременно обучается по двум программам высшего образования одного уровня (например, по двум программам магистратуры). Вправе ли оно обучаться по обеим образовательным программам за счёт бюджетных средств?

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании) обучающимся предоставляется академическое право на одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ, к которым относятся, в том числе  образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры (пункт 2 части 3 статьи 12 Федерального закона об образовании). 

 К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. При этом, согласно пункту 2 части 8 статьи 69 Федерального закона об образовании обучение по программам магистратуры лицами, имеющими диплом специалиста или диплом магистра, является получением второго или последующего высшего образования. В Российской Федерации гарантируется на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Таким образом, лицо, не имеющее высшего образования соответствующего уровня, вправе осваивать две и более основных профессиональных образовательных программ одного уровня за счет средств бюджета.

Получение указанным лицом диплома магистра по одной из осваиваемых им образовательных программ явится препятствием для освоения за счет бюджета второй образовательной программы того же уровня, так как обучение по ней в этом случае будет считаться получением второго высшего образования.

Для сведения. До принятия Федерального закона об образовании выпускникам высших учебных заведений, полностью освоившим образовательную профессиональную программу, сформированную на основе государственных требований, и прошедшим итоговую государственную аттестацию присваивалась дополнительная квалификация. Присвоение дополнительной квалификации удостоверялось документом государственного образца, который не выдавался до момента вручения диплома о высшем профессиональном образовании. Присвоение дополнительной квалификации не означало получение второго высшего профессионального образования.

Ответ подготовлен в соответствии с законодательством по состоянию на 15 января 2018 года.

 

Если студенты обучались в профессиональной образовательной организации по специальности платно, то могут ли они обучаться по профессии в профессиональной образовательной организации бесплатно?

 

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании) гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. При этом, законодательство не связывает право на бесплатное получение образования с тем фактом, что первое образование данного уровня должно в обязательном порядке быть получено за счет бюджетных средств (т.е. бесплатно для обучающегося).

Гарантии общедоступности и бесплатности не распространяются на тех лиц, которые получают образование соответствующего уровня повторно. Повторным является получение среднего профессионального образования по программам специалистов среднего звена и программам квалифицированных рабочих или служащих - лицами, имеющими диплом с присвоением соответствующей квалификации.

По смыслу части 5 статьи 68 Федерального закона об образовании повторным является также получение среднего профессионального образования по программам квалифицированных рабочих или служащих - лицами, имеющими диплом специалиста среднего звена. В свою очередь, лицо, имеющее квалификацию квалифицированного рабочего или служащего и желающее продолжить свое обучение по программам специалиста среднего звена, имеет право на прием на бесплатной и общедоступной основе.

Если же студент, обучающийся в настоящее время по образовательной программе среднего профессионального образования на платной основе, хочет перейти с платного обучения на бесплатное, то в этом случае необходимо руководствоваться приказом Минобрнауки России от 6 июня 2013 г. N 443 (зарегистрировано Минюстом России 19 июля 2013 г. N 29107), которым утверждены Порядок и случаи перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное (далее- Порядок).

Согласно пунктам 2 и 3 Порядка, переход с платного обучения на бесплатное осуществляется при наличии свободных мест, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по соответствующей образовательной программе по профессии, специальности, направлению подготовки и форме обучения на соответствующем курсе.

Количество вакантных бюджетных мест определяется образовательной организацией как разница между контрольными цифрами соответствующего года приема (количество мест приема на первый год обучения) и фактическим количеством обучающихся в образовательной организации по соответствующей образовательной программе по профессии, специальности, направлению подготовки и форме обучения на соответствующем курсе не менее двух раз в год (по окончании семестра).

Правом на переход с платного обучения на бесплатное обладает лицо, обучающееся в образовательной организации на основании договора об оказании платных образовательных услуг, не имеющее на момент подачи заявления академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения, только при наличии одного из условий, указанных в пункте 6 Порядка.

Обучающийся, желающий перейти на вакантное бюджетное место, представляет в структурное подразделение образовательной организации, в котором он обучается, мотивированное заявление на имя руководителя образовательной организации о переходе с платного обучения на бесплатное.

Решение о переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное принимается специально создаваемой образовательной организацией комиссией с учетом мнения совета обучающихся образовательной организации, профессионального союза обучающихся (при наличии) и совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (при наличии, в отношении несовершеннолетних обучающихся). Состав, полномочия и порядок деятельности Комиссии определяется образовательной организацией самостоятельно.

При этом обращаем внимание, что образовательная организация вправе осуществлять образовательную деятельность только по профессиям и специальностям, указанным в лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельстве о государственной аккредитации образовательной деятельности.

По состоянию законодательства на 19 января 2018 года.


Можно ли  на уровне основного и среднего общего образования  сочетание очной и семейной форм обучения. Кроме этого, если да, то можно ли часть предметов по желанию родителей (законных представителей)  изучать в форме семейного образования , а остальные - по очной форме?

 

В соответствии со статьей 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании) образование может быть получено в двух формах: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). Формы обучения зависят от формы получения образования. Если образование получается в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, то обучение в них осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Если же образование получается вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, то обучение осуществляется в форме семейного образования и самообразования.

При этом форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона об образовании).

Выбирая получение образования в семейной форме, родители (законные представители) отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя, в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций). Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 Федерального закона об образовании ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом об образовании, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.

При этом лица, осваивающие основную образовательную программу в форме семейного образования вправе пройти экстерном бесплатно промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Необходимо отметить, что в системе действующего правового регулирования экстернат не является ни формой получения образования, ни формой обучения. Экстернат - форма прохождения промежуточной и итоговой аттестации в образовательной организации, когда образование было получено в форме семейного образования, самообразования или по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе.

Порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, в том числе экстернами, определяется локальным актом образовательной организации.

Лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, являются экстернами. Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона об образовании экстерны являются обучающимися и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьей 34 указанного Федерального закона.

При этом обучающимся предоставляется академическое право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. Индивидуальный учебный план, обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (пункт 23 статьи 2 и пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона об образовании).

Таким образом, формы обучения зависят от формы получения образования. Если образование получается в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, то обучение в них осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Если же образование получается вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, то обучение осуществляется в форме семейного образования и самообразования. Ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом об образовании, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.

 По состоянию законодательства на 19 января 2018 года. 


Возможно ли закончить экстерном (за 1 год) 10-11 класс в общеобразовательной организации?

 

В соответствии с пунктом 9 части 1статьи 33 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) экстернами признаются лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.  

Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. При этом указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе (часть 3 статьи 34 Федерального закона).  

Если же обучающийся желает досрочно завершить обучение по соответствующей образовательной программе, то для таких случаев законодательство предусматривает возможность обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами конкретной образовательной организации.

При этом необходимо иметь в виду, что допуск к государственной итоговой аттестации возможен только в случае отсутствия академических задолженностей.

По состоянию законодательства на 19 января 2017 года.


Возврат к списку