Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Итоги Круглого стола

logo.gif

 

Отчет о проведении Круглого стола на тему:

«Совершенствование законодательства в сфере реализации государственной языковой политики»

Москва, конференц-зал отеля «Тройка»



6 октября 2017 в городе Москве прошло заседание Круглого стола на тему «Совершенствование законодательства в сфере реализации государственной языковой политики».

Круглый стол был организован Федеральным центром образовательного законодательства.

В заседании приняли участие представители Администрации Президента Российской Федерации, Совета Федерации,  Минобрнауки России, Россотрудничества, а также известные ученые и специалисты, преподаватели, эксперты.

Круглый стол открыла директор Правового департамента Минобрнауки России Светлана Анатольевна Нуждина, которая в своем приветственном слове участникам сообщила об основных направлениях деятельности Минобрнауки России в области реализации государственной языковой политики, проблемах и трудностях, связанных с правовым регулированием рассматриваемых отношений и выразила надежду на эффективное сотрудничество и взаимодействие с региональными органами власти по выработке наиболее оптимальных, взвешенных и актуальных предложений по совершенствованию языкового законодательства.

К присутствующим обратился директор Федерального центра образовательного законодательства Владимир Владиславович Насонкин, который сообщил об актуальности выбранной темы, последних наиболее значимых мероприятиях, проведенных в России и за рубежом, посвященных вопросам языковой политики, и указал на важность проводимого заседания Круглого стола, так как на нем предполагается обсудить исключительно вопросы правового регулирования использования и преподавания русского языка и языков народов России.

В ходе Круглого стола основное внимание было сосредоточено на вопросах правового регулирования русского языка как общегосударственного, а также на проблемах регионов по сохранению и развитию национальных языков в Российской Федерации.

Активное участие в обсуждении приняли директор Правового департамента Минобрнауки России Светлана Анатольевна Нуждина, заместитель начальника Департамента по взаимодействию с политическими партиями и общественными объединениями Управления по внутренней политике Президента Российской Федерации Елена Владимировна Леонтьева, начальник Кадрового и правового  управления Россотрудничества Вадим Витальевич Чеха, советник первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Евгеньевич Коробченко,  преподаватели и научные сотрудники Федерального центра образовательного законодательства, Санкт-Петербургского государственного университета, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Российского государственного социального университета, Казанского национального исследовательского технологического университета, Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева, Владимирского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Дагестанского НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Школы № 1375 г. Москвы.

Рабочая часть мероприятия началась с доклада руководителя темы кандидата юридических наук Дмитрия Владимировича Бондаренко, который в своем докладе отметил особую роль именно таких субъектов Российской Федерации как республики и уделил особое внимание вопросам законодательного регулирования языковых правоотношений и судебной практики, которая в настоящее время складывается достаточно неединообразно и даже противоречиво. Кроме того, Д.В. Бондаренко сообщил участникам основные промежуточные результаты проводимого исследования, среди которых, в частности отметил ряд серьезных вопросов правового и лингвистического характера, которые так и остаются нерешенными несмотря на закрепление за русским языком правового статуса государственного языка Российской Федерации. К их числу относится проблема взаимодействия государственного языка Российской Федерации с государственными языками республик в составе России (более 30 национальных языков в настоящий момент также имеют статус государственного).

Д.В. Бондаренко отметил также, что современная языковая ситуация в Российской Федерации сегодня в целом характеризуется несистемностью, разрозненностью и неоднородностью. Программы, направленные на сохранение и развитие языков принимаются хаотично, системы единого центрального планирования и управления ими нет.

Участникам Круглого стола были представлены конкретные предложения по совершенствованию действующего законодательства в области реализации государственной языковой политики.

Особое внимание вопросу о соотношении законов республик Российской Федерации и подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере языковой политики уделила профессор кафедры правоведения Казанского Национального исследовательского технологического университета, доктор юридических наук Барабанова Светлана Васильевна. В частности, С.В. Барабанова рассказала о положительном опыте республики Татарстан по распределению часов на изучение русского и татарского языков. По мнению С.В. Барабановой, в федеральных государственных образовательных стандартах не предусмотрена равная возможность для изучения русского языка и родных языков народов субъектов РФ. С.В. Барабанова также обратила внимание на отсутствие в Кодексе об административных правонарушениях мер ответственности за нарушение законодательства о языке.

Начальник Кадрового и правового  управления Россотрудничества кандидат юридических наук Вадим Витальевич Чеха озвучил позицию Россотрудничества по вопросам распространения русского языка за рубежом. В частности, В.В. Чеха указал, что в настоящий момент нет единой правовой и организационной системы продвижения русского языка за рубежом, а отдельные мероприятия в этой сфере не могут заменить системного регулирования в этой области. Особо остро данная проблема стоит на фоне усиливающегося процесса по «выдавливанию» русского языка на территориях бывших советских республик. В качестве поддерживающих мер В.В. Чеха предложил предоставление льгот ВУЗам, которые проводят мероприятия по продвижению русского языка за рубежом, установление на конкурсной основе гибкого грантового механизма по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом и прикладывающих усилия по продвижению русского языка за рубежом.

Начальник отела развития и поддержки русского языка Управления сотрудничества в сфере образования и науки Россотрудничества Наталья Баировна Цырендашиева также выступила с информацией о проблемах поддержки и продвижения русского языка за рубежом, продвижения российской культуры, российского образования и программах международного сотрудничества в этой области.

Выступление главного научного сотрудника сектора родных языков Дагестанского НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи, доктора педагогических наук, профессора Загирова Загира Мирзабековича было связано с проблемами этнокультурного образования. З.М. Загиров отметил, что принятие идеи этнокультурного образования на уровне региона, в частности в Республике Дагестан, означает создание такой системы обучения и воспитания, которая могла бы сочетать современный уровень технической оснащенности образования с традиционными культурными ценностями. В целях совершенствования качества преподавания русского языка в образовательных организациях Республики Дагестан с учетом региональных особенностей, на первый план, с точки зрения З.М. Загирова, необходимо выдвинуть вопрос повышения квалификации учителей. Вторым, не менее значимым вопросом, является необходимости создания билингвальных учебных пособий и сопоставительных грамматик, способствующих скорейшему усвоению русского и дагестанского языков.

Кроме того, Загиров З.М. отметил, что именно с кириллицей связан переход на этнокультурное образование, которое обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании этнической идентичности, толерантности, культуре межнационального общения. Однако на практике часто поднимается вопрос, как формировать учебные планы и программы образовательных учреждений таким образом, чтобы обеспечивалось право на изучение родного языка, соблюдая все нормативы учебной нагрузки. В методике преподавания русского языка, да и любого другого иностранного языка, в лингводидактике вопрос об использовании родного языка был и остается дискуссионным.

В открытой дискуссии участников круглого стола выступил профессор кафедры финансового права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор юридических наук Александр Алибиевич Ябулганов, обратив внимание присутствующих на ряд проблем, основной из которых является кадровая проблема, состоящая в отсутствии необходимого количества учителей родного языка в регионах, а также недостатке мотивации у молодых людей для приобретения профессии педагога родного языка. Одним из вариантов решения обозначенной проблемы может стать создание кружков по изучению родных языков, в частности А.А. Ябулганов указал на успешный пример создания таких кружков по изучению ногайского языка.

В дискуссии участников круглого стола также принял активное участие профессор кафедры социальной педагогики и организации работы с молодежью Российского государственного социального университета, доктор философских наук, профессор Александр Михайлович Егорычев, который отметил общее падение уровня владением русским языком у студентов, снижение статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации, в связи с чем, необходимо пересмотреть технологию преподавания языка, принять законодательные акты, устанавливающие соотношение изучения русского языка и языков народов России, запрет на чрезмерное использование заимствований из других языков. Кроме того, А.М. Егорычев указал на необходимость поддержки русскоязычных диаспор на территории бывшего СССР. 

Доцент кафедры уголовного права Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат юридических наук Сергей Михайлович Оленников затронул проблему русского языка, используемого в сфере профессиональной коммуникации и, прежде всего, в сфере разработки нормативных правовых актов. Юридическая техника, язык и выражения, используемые при составлении правовых норм зачастую не понятны простому человеку. В данном случае речь идёт о правильном соотношении использования профессиональной лексики, в тех случаях, когда это необходимо и общеупотребительных языковых конструкций, понятных всем, – подчеркнул Оленников.

Доцент кафедры «Философия, история, право и межкультурная коммуникация» Владимирского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат филологических наук Кузнецова Екатерина Александровна в своем докладе коснулась специфических особенностей правоприменительной практики субъектов Российской Федерации в сфере языковой политики. В частности в докладе важное внимание было уделено вопросам реализации Федеральных целевых программ, существование которых вносит весомый вклад в укрепление позиций русского языка в России и за рубежом. Вместе с тем, Е.А. Кузнецова отметила, что региональное законодательное регулирование в сфере языковой политики по-разному осуществляется в регионах РФ. В многонациональных регионах были приняты и реализовывались целевые программы по сохранению и развитию языков народов данных субъектов РФ, однако что касается регионов, где при определенном национальном многообразии все же большую часть населения составляют представители русской национальности (в большинстве случаев это субъекты ЦФО), то в данных регионах законодательство в сфере языковой политики ограничивается во многом областными целевыми программами «Русский язык», которые были приняты в некоторых регионах страны.  В этой связи докладчиком было отмечено, что достаточно проработанное законодательство в сфере языковой политики в национальных республиках и субъектах, характеризующихся многонациональностью населения, соотносится с почти не проработанностью этого вопроса в регионах (в основном Центральной России), где большую часть населения составляют представители одной национальности. На этих территориях работа во многом ограничивается рамками тех или иных целевых программ.

Директор центра интернационализации научно-образовательной деятельности Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева, кандидат экономических наук Андрей Александрович Жидикин вынес на обсуждение участников круглого стола ряд тезисов, в частности, тезис о необходимости поставить регистрацию СМИ в зависимость от соблюдения законодательства о государственном языке, возможность получения квалификации журналистами только в том случае, если указанные специалисты правильно применяют государственный язык. По вопросу об установлении ответственности А.А. Жидикин заметил, что на сегодняшний день функции по защите государственного языка возлагаются на органы исполнительной власти, тем не менее, ответственность за нарушение законодательства в этой области не предусмотрена. Для того, чтобы установить соответствующую ответственность необходимо чёткое законодательное понятие объекта охраны, распространение ответственности не на всех граждан, а только в отношении специальных групп – государственных чиновников, работников СМИ, работников сфер обслуживания и т.п.

Завершила программу мероприятия старший научный сотрудник Федерального центра образовательного законодательства, учитель истории, обществознания, права ГБОУ Школа № 1375 Елена Анатольевна Прокофьева, с интереснейшим докладом об исторических аспектах государственной языковой политики в царской России.

Участники круглого стола отметили в целом достаточно проработанный уровень нормативного правового и организационного регулирования отношений в области реализации государственной языковой политики во всех 22-х республиках, входящих в состав Российской Федерации. Вместе с тем, результаты проведенного Федеральным центром образовательного законодательства исследования позволили сделать вывод об отсутствии эффективной единообразной государственной политики по сохранению, развитию и повышению преобладающей роли русского языка как единственного средства консолидации народов России, что по мнению ряда экспертов, связано, в первую очередь, с довольно либерализированным законодательством субъектов Российской Федерации.

В этой связи следует отметить, что закрепление в ряде случаев в качестве государственного, помимо языков титульных наций и других языков, в том числе русского языка (наряду с тем, что он признается еще и общегосударственным языком) до сих пор не становится гарантией проведения сбалансированной языковой политики в отдельных республиках.

Участниками круглого стола были обсуждены предложения по совершенствованию законодательства в сфере реализации государственной языковой политики, уделено внимание вопросам правовых механизмов защиты русского языка. По итогам работы круглого стола были сформулированы рекомендации. 


Возврат к списку