Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Актуальная тема

Финансирование общего образования

в частных образовательных организациях 

 

Доступность и качество образования тесным образом связаны с финансовым обеспечением реализации образовательного процесса. Согласно п. 5 ст. 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам предоставляются субсидии. Финансовое обеспечение субсидий осуществляется за счет бюджетов субъектов РФ и рассчитывается с учетом нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов РФ. В отношении частных образовательных учреждений субсидии предоставляются в целях возмещения финансовых затрат, связанных с организацией образовательного процесса, а также возмещения недополученных доходов (ст. ст. 78, 78.1 Бюджетного Кодекса РФ).

Частью 3 ст. 78 Бюджетного Кодекса РФ предусматривается право, но не обязанность получения данных субсидий. Предоставление субсидий осуществляется на основе договоров (соглашений) о предоставлении субсидий, для заключения которых необходимо согласование воль двух сторон. В отдельных случаях (например, при низкой наполняемости классов, при специфическом контингенте обучающихся) региональный норматив может быть значительно ниже реальных затрат на реализацию образовательной программы и невыгоден образовательной организации. В данной ситуации администрация образовательной организации имеет право принять решение об отказе от субсидии. В случае отказа от возмещения затрат частная образовательная организация переводит обучение целиком на платную основу по договорам, заключаемым с родителями (законными представителями) обучающихся.

В случае, если частная школа (детский сад) получает субсидию на компенсацию затрат по реализации программ общего образования из бюджета, она не вправе взимать за эту же услугу средства с родителей (законных представителей) обучающихся. Согласно ст. 101 Федерального закона об образовании платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Таким образом, оказывать дополнительные образовательные услуги сверх программы общего образования, услуги по присмотру и уходу и т.п. за плату школа/детский сад имеет право. Обусловить же приобретением платных услуг оказание бесплатной услуги общего образования нельзя.

Ввиду правовой неопределенности регулирования сферы частного образования, в отдельных субъектах РФ имеют место ситуации, когда регионы отказывают в предоставлении соответствующих субсидий. Например, такие случаи могут быть, когда заполняемость муниципальных учреждений невелика и все обучающиеся, по мнению местных властей, имеют возможность учиться в муниципальных образовательных организациях.

Следует отметить, что Федеральный закон об образовании не предусматривает условия, при которых регион вправе отказаться от предоставления финансового обеспечения частной образовательной организации. Также субъект Российской Федерации не вправе устанавливать дополнительные условия предоставления финансового обеспечения, в том числе, конкурсные процедуры. В случае, если поступило обращение частной образовательной организации, соответствующей предусмотренным законом условиям (реализация перечисленных видов образовательных программ, образовательные программы имеют государственную аккредитацию, образовательная организация относится к соответствующему типу организаций), уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан обеспечить возмещение затрат в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных образовательных организаций.

Как было сказано ранее, деятельность частных образовательных организаций финансируется не только из субсидий, но и посредством иных источников. Для достижения уставных целей частная организация должна привлекать от населения недостающие средства, которые муниципальные и государственные организации получают из местных бюджетов. Кроме того, частная организация может пополнять свои средства за счет целевых взносов, добровольных пожертвований граждан. При этом факт получения доходов от добровольных пожертвований, доходов от оказания платных услуг не может повлиять на размер субсидии. Поэтому попытки ограничения размера субсидии по указанному признаку недопустимо.

Как показывает практика, обязательным условием для реализации государственных полномочий, в том числе полномочий в сфере образования, выступает принятие соответствующих нормативных правовых актов на уровне субъекта Российской Федерации.

Так, постановлением Совета министров Республики Крым от 30 декабря 2015 г. № 867 утвержден Порядок определения объема и предоставления субсидий из бюджета Республики Крым на финансовое обеспечение получения дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, постановлением Совета министров Республики Крым от 30 декабря 2015 г. № 871 утвержден Порядок определения объема и предоставления субсидий из бюджета Республики Крым на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.[1]

Указанные правовые акты содержат условия и критерии предоставления соответствующих субсидий, порядок определения объема субсидий, предоставления и изменения их размера, варианты контроля за использованием субсидий, условия и порядок их возврата. Правовое регулирование вопросов финансирования частного образования как на федеральном, так и на региональном уровне обеспечивает эффективную реализацию государственных гарантий в этой сфере.

 

Автор: Селиверстова О.И. Кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Федерального центра образовательного законодательства.

Дата: апрель 2017 г.



[1] [Электронный ресурс]: Официальный сайт Правительства Республики Крым. http://rk.gov.ru.




Возврат к списку