Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Актуальная тема

Реформирование системы целевого обучения


В условиях нехватки квалифицированных кадров в социально значимых областях экономики особую актуальность приобретает повышение эффективности системы целевого приема и обучения.

В 2016 году по программам целевого приёма и целевого обучения проходили подготовку свыше четверти миллиона студентов. Квота для абитуриентов, поступающих в рамках целевого приема в образовательные организации высшего образования превысила 15% от общей доли приёма на бюджетные места.[1]

В соответствии с ч. 4 ст. 56 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[2] право на обучение на условиях целевого приема для получения высшего образования имеют граждане, которые заключили договор о целевом обучении и приняты на целевые места по конкурсу, проводимому в рамках квоты целевого приема. То есть, указанные абитуриенты поступают по отдельному конкурсу. Средний балл ЕГЭ для них в прошлом году составил 62,3, что ниже среднероссийского на четыре единицы. Конкурс в среднем по стране составлял восемь человек на место, в то время как на каждое целевое место претендовал только один абитуриент.[3] Такой низкий конкурс объективно не может способствовать выявлению лучших абитуриентов для дальнейшего целевого обучения.

Кроме того, по данным Минобрнауки России более 51% договоров о целевом обучении не содержит мер социальной поддержки студентов, более 62% договоров – сроков трудоустройства выпускников.[4] Таким образом, несмотря на то, что в Правилах заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2013 № 1076 «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении»[5] установлены соответствующие обязательства заказчика целевого приёма, студентов, на практике они не выполняются.

Ситуация невыполнения заказчиком своей обязанности по предоставлению выпускнику работы по должности, квалификационные требования которой соответствуют уровню полученного образования, не редко становится предметом судебного разбирательства. Так, например, результатом подобного спора стало решение суда об освобождении обязанности выпускника выплатить заказчику средства, потраченные на его целевое обучение (Апелляционное определение суда Еврейской автономной области от 14 марта 2014 г. по делу N 33-113/2014)[6].

Минобрнауки России предложило внести изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования содержания договора о целевом приеме.

В настоящее время согласно ч. 3 ст. 56 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» целевой прием проводится в рамках установленной квоты на основе договора о целевом приеме, заключаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с заключившими договор о целевом обучении с гражданином федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В основе предлагаемых изменений - необходимость заключить трёхсторонний договор о целевом приёме, целевом обучении между образовательной организацией высшего образования, заказчиком и абитуриентом.

Предусматривается, что договор должен быть заключен до начала приёмной кампании, причём последней стороной, подписывающей договор и отвечающей за наличие в договоре взаимных обязательств абитуриента и заказчика, является образовательная организация высшего образования. На последнюю возлагается обязанность оценивать качество договора. В случае отсутствия в договоре чётко прописанных обязательств и ответственности сторон, вуз должен отказаться от подписания договора и не принимать данного абитуриента в пределах квоты целевого приёма.

Предлагается наделить стороны договора следующими обязанностями:

· образовательная организация высшего образования: проверка качества договоров, организация конкурсов в пределах квоты целевого приёма, создание условий для освоения студентом образовательной программы;

· обучающийся: успешное освоение образовательной программы (критерий успешности освоения должен быть установлен в договоре), трудоустройство и трудовая деятельность (не менее трёх лет в организации, указанной в договоре);

· организация-заказчик: предоставление мер социальной поддержки студенту во время обучения, организация практики студента, трудоустройство выпускника в организации, указанной в договоре, на должность, квалификационные требования которой соответствуют уровню полученного образования.

В трехстороннем договоре должно быть установлено взыскание с гражданина, не исполнившего обязательства по трудоустройству, неустойки (штрафа) в размере не менее объёма средств, затраченных на его обучение, а также механизм передачи таких средств в соответствующий бюджет и (или) их направления на социально значимые цели.

Кроме того, совершенствование системы целевого обучения предусматривает утверждение Правительством Российской Федерации перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования, по которым допускается проведение целевого приёма, и механизма установления квот целевого приёма по таким специальностям и направлениям подготовки; усиление ответственности заказчика целевого приёма и целевого обучения за исполнение условий договора о целевом обучении, а также за обеспечение открытости и доступности для граждан информации о возможности заключения таких договоров.

 

Автор: Селиверстова О.И. Кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Федерального центра образовательного законодательства.

Дата: февраль 2017 г.



[1] [Электронный ресурс]: Правительство России. http://government.ru/news/24903/ Дата обращения: 17.02.2017.
[2] Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
[3] [Электронный ресурс]: Правительство России. http://government.ru/news/24903/ Дата обращения: 17.02.2017.
[4] [Электронный ресурс]: РИА Новости. https://ria.ru/society/20170214/1487957747.html. Дата обращения: 17.02.2017.
[5] Собрание законодательства РФ. 2013. № 48. Ст. 6279.
[6]Документ опубликован не был. КонсультантПлюс.


Возврат к списку