Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Издания Центра

Вышли в свет новые издания ФГБУ «ФЦОЗ»: научный журнал «Ежегодник российского образовательного законодательства» (том 10, 2015), монография «Нормативные правовые акты в сфере образования в СССР (1917-1992 гг.)»

Приобрести издания Центра можно по адресу: г.Москва, ул.Орджоникидзе, д.3, стр.5 (подъезд 2) или заказать через почту.



tit10.jpg



СОДЕРЖАНИЕ


ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА

Барабанова С. В.

Актуальные вопросы правового обеспечения образовательной деятельности: теория и практика подзаконного регулирования

Аннотация: в статье рассматриваются проблемные вопросы подзаконного регулирования, прежде всего ведомственного, образовательной и связанной с ней деятельности в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Автор оценивает нормативно-правовую базу современного образования с позиций ее соответствия теории права и теории компетенции, выявляет проблемные зоны и формулирует предложения по совершенствованию локального нормативного регулирования.

Ключевые слова: административно-правовое регулирование; законодательство об образовании; подзаконный акт; локальный нормативный акт; образовательная деятельность; ведомственное нормотворчество; образовательная организация; компетенция органа исполнительной власти.


ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ


Сингх К.

Оценка образовательных достижений обучающихся в контексте всеобъемлющего подхода к реализации прав человека

Аннотация: статья подготовлена по материалам доклада, представленного автором на 26-й сессии Совета ООН по правам человека. На основании проведенного сравнительного анализа в статье подчеркивается важность разработки и применения национальных систем оценки образовательных достижений в соответствии с международными нормами, регулирующими право на образование. Методы оценки должны отражать изменяющиеся приоритеты и амбиции молодого поколения, не теряя при этом из виду основополагающие правозащитные инструменты. В статье приводятся рекомендации по дальнейшему совершенствованию права на образование на основе целостного подхода к изучению национальных систем оценки учебных достижений учащихся.

Ключевые слова: аттестация; оценка образовательных достижений; международные стандарты прав человека; право на образование; программы подготовки учителей; цели устойчивого развития.


УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ


Селиверстова О. И.

Проблемы совершенствования кадетского образования в Российской Федерации

Аннотация: в статье проводится анализ состояния нормативно-правового регулирования российского кадетского образования на федеральном и региональном уровнях. Анализируется ст. 86 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части непротиворечивости и достаточности правового регулирования, а также последних законодательных изменений в сфере обучения по дополнительным общеразвивающим образовательным программам несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях. Исследуется опыт регионального нормотворчества в системе кадетского образования. Оцениваются особенности статуса и деятельности кадетских образовательных учреждений на территории Российской Федерации. Рассматриваются проблемы функционирования и перспективы развития современной системы кадетского образования. Делаются выводы о необходимости совершенствования сложившейся системы кадетского образования и предлагаются пути решения обозначенных проблем.

Ключевые слова: военная служба; государственное казенное учреждение; дополнительная общеразвивающая образовательная программа, Закон об образовании в РФ; кадет; кадетский корпус; кадетское образование; кадетское училище; кадетская школа; концепция развития системы кадетского образования; патриотическое воспитание граждан.


Волкова Н. С.

Прием в образовательные организации общего образования:

правовое регулирование и судебная практика

Аннотация: статья посвящена проблемам правового регулирования приема детей на обучение в общеобразовательные организации и организации дошкольного образования, а также складывающейся по данному вопросу судебной практики. Автором проводится анализ действующей нормативно-правовой базы как федерального уровня, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Особое внимание уделяется вопросам установления преимуществ (льгот) при приеме в образовательные организации общего образования. Представлен анализ нормотворческой практики субъектов Российской Федерации, связанной с регулированием вопросов индивидуального отбора при приеме или переводе в организации с углубленным изучением отдельных предметов или профильного обучения, а также в образовательные организации, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области спорта и искусства. На основе исследования судебных решений по делам об оспаривании отказов органов власти в предоставлении мест в образовательных организациях автор приходит к выводу о разнородности подходов судов к решению таких споров.

Ключевые слова: право на образование; общее образование; доступность образования; образовательные организации; прием на обучение; принцип равных условий; внеочередной и первоочередной приемы в образовательные организации; преимущества при поступлении; индивидуальный отбор.


СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Путило Н. В.

К вопросу о механизме участия родителей в управлении образовательной организацией: практика локального регулирования

Аннотация: права родителей, закрепленные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», направлены на реализацию принципа демократического характера управления образованием. Однако на локальном уровне регулирования формируется такой механизм участия родителей в управлении образовательной организацией, который не соответствует принципам и нормам данного закона. Недостаточная четкость законодательного разграничения правовых статусов советов и представительных органов от статуса коллегиальных органов управления приводит к тому, что коллегиальные органы наделяются правами и обязанностями, непредусмотренными для них федеральным законом.

Автором выявлены особенности механизма реализации права родителей на участие в управлении образовательной организацией. Особое внимание уделено правовой природе советов родителей как особому виду органов общественной самодеятельности в понимании Федерального закона «Об общественных объединениях».

Ключевые слова: родители; законные представители; обучение; воспитание; управ­ление образовательной организацией; советы обучающихся; советы родителей, общественные объединения; локальные нормативные акты.


Гарцева Ю. Е.

Образовательные организации в системе некоммерческих корпоративных и унитарных организаций

Аннотация: в статье рассматриваются понятие и признаки образовательных организаций по Закону об образовании 2012 г. с учетом изменений гражданского законодательства Российской Федерации, касающихся юридических лиц. Акцентируется внимание на организационно-правовых формах, в которых могут быть созданы образовательные организации. Делается вывод о необходимости закрепления исчерпывающего перечня организационно-правовых форм, в которых могут создаваться образовательные организации, так как не все организационно-правовые формы юридических лиц удовлетворяют условию осуществления образовательной деятельности в качестве основной.

Ключевые слова: образовательные организации; организационно-правовая форма; некоммерческие корпоративные организации; некоммерческие унитарные организации; основной вид деятельности; образовательная деятельность; учреждения; автономные некоммерческие организации; духовные образовательные организации.


Бочарников Д. А.

Конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу: проблемы правового регулирования

Аннотация: статья посвящена анализу нового порядка замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, предусмотренного одноименным Положением, утвержденным приказом Минобрнауки России от 23 июля 2015 г. № 749, выявлению проблем, возникающих в ходе реализации отдельных норм указанного нормативного правового акта и определению методов их разрешения. Особое внимание в статье уделено вопросу оптимизации соотношения процедур конкурсного отбора и периодической аттестации педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, с целью избежать их дублирования, а также предотвратить неоправданное ограничение трудовых прав данной категории работников.

Ключевые слова: конкурс; педагогический работник, относящийся к профессорско-преподавательскому составу; трудовой договор; образование; квалификационные требования; образовательная организация; аттестация.


ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ


Журавлева О. О.

Финансирование образовательных организаций: правовые проблемы теории и практики

Аннотация: на основе анализа нормативных правовых актов и судебной практики по вопросам финансирования образовательных организаций автор приходит к выводу, что основной пласт проблем в этой сфере связан с распределением бремени расходов в части финансового обеспечения оказания муниципальных услуг между муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации. Выявлено, что при рассмотрении дел суды учитывают не только содержание оспариваемых региональных и муниципальных актов, но и фактические последствия их реализации, в частности, достигало ли правовое регулирование установленных федеральным законодателем целей. Для снижения социального напряжения автор предлагает выбирать модели финансирования, позволяющие адекватно реализовать конституционные принципы. А для обеспечения эффективной судебной защиты прав и законных интересов работников образовательных организаций при выборе формы защиты учитывать их статус в образовательных и бюджетных правоотношениях.

Ключевые слова: конституционные принципы; финансирование деятельности образовательных организаций; муниципальные образования; бюджетные правоотношения; образовательные услуги; нормативные затраты; нормативы обеспечения образовательных организаций; судебная защита.


Чеха В. В.

Финансирование обучения иностранных граждан за счет бюджетных средств на территории России: проблемы регулирования

Аннотация: статья посвящена исследованию механизма регулирования получения иностранными гражданами образования за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами или установленной Правительством РФ квотой на образование иностранных граждан в Российской Федерации.

Ключевые слова: международный договор; квота; обучение иностранных граждан; бюджет; образование.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ


Скоробогатова В. И.

Подтверждение документов об образовании: правовые режимы, национальные особенности, современные тенденции

Аннотация: автор раскрывает юридическое понятие «подтверждение документов об образовании и (или) квалификации»; описывает различные правовые режимы легализации документов, принятых в соответствии с международными договорами; подробно рассматривает варианты отсутствия необходимости легализации. В статье также описываются актуальные изменения в российском законодательстве, связанные с подтверждением документов об образовании, приводится зарубежный опыт.

Ключевые слова: подтверждение документов; легализация; апостиль; международные договоры о правовой помощи; иностранное образование; признание иностранного образования.


Коваленко С. А., Ткач Г. Ф.

Модернизация правовой основы академического признания в Российской Федерации

Аннотация: в представленной работе рассматриваются нормативно-правовые и организационные аспекты функционирования действующей в Российской Федерации системы признания образования и (или) квалификаций, полученных в иностранном государстве. Основой этой системы являются положения ст. 107 «Признание образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которые соответствуют основным принципам и нормам международного образовательного законодательства и современной мировой практике осуществления признания. Подробный анализ этих положений позволяет получить полное представление о механизмах осуществления процедуры признания на территории Российской Федерации. Помимо двухсторонних в статье приводятся многосторонние действующие договоры по вопросам признания. Раздельными группами выделяются многосторонние договоры, изначально заключенные в рамках ЮНЕСКО и (или) Совета Европы, и многосторонние договоры между странами – участниками СНГ и ЕАЭС.

Ключевые слова: признание образования и (или) квалификации; иностранные студенты; международный договор; двустороннее соглашение; Лиссабонская конвенция; экспертиза документов об образовании; иностранная квалификация; доступ к образованию.


ПОЛИТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ


Александров А. Ю.

Образовательные организации в противодействии идеологии терроризма и проявлениям экстремизма: правовые основы и морально-нравственные аспекты

Аннотация: в статье рассматриваются место и роль образовательных организаций высшего образования в противодействии идеологии терроризма и проявлениям экстремизма в нынешних геополитических условиях. Критически оцениваются нормативно-правовые основы организации противодействия терроризму и экстремизму в высшей школе на современном этапе. Автор затрагивает морально-нравственные, социальные аспекты деятельности образовательных организаций высшего образования в формировании у молодежи патриотизма и нетерпимости к экстремистскому поведению. Выводы и предложения автора по совершенствованию законодательства о противодействии указанным явлениям основываются на опыте российских вузов, в том числе Чувашского госуниверситета им. И. Н. Ульянова, мнениях ведущих специалистов в данной области, а также материалах правоприменительной практики и статистических данных. Результаты настоящего исследования могут быть использованы при подготовке локальных правовых актов образовательных организаций в сфере противодействия терроризму и экстремизму.

Ключевые слова: противодействие терроризму и экстремизму в высшей школе; правовые основы противодействия терроризму и экстремизму; образовательные организации высшего образования.


МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Рябова Е. Н., Хромова Т. В.

Исследование аспектов внедрения общественного контроля на уровне высшего образования

Аннотация: в статье проанализирована актуальная на современном этапе проблема внедрения института общественного контроля в сферу образования Российской Федерации, в частности на уровень высшего образования. Представленный авторами материал основан на данных, полученных в ходе проведения социологического исследования методом анкетирования на базе девяти российских образовательных организаций высшего уровня образования с целью выявления отношения к введению общественного контроля и разработки механизмов общественного контроля в сфере высшего образования. Полученные результаты исследования раскрывают проблемы и возможные перспективы внедрения института общественного контроля на уровне высшего образования, а также необходимость совершенствования деятельности органов по контролю и надзору в сфере образования.

Ключевые слова: общественный контроль; образование; уровень высшего образования; образовательные организации; аспекты; механизмы общественного контроля; органы по контролю и надзору.


Ростовская Т. К., Тарасова А. Е.

Социально-правовые механизмы реализации и защиты прав несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, несовершеннолетних правонарушителей: государственно-общественная система восстановительных технологий

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы функционирования организаций и органов власти, обеспечивающих работу с несовершеннолетними, детьми, оставшимися без попечения родителей, семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Исследуются традиции российского законодательства в вопросах социально-правового механизма защиты прав детей, аспекты их соотношения с новыми требованиями, предусмотренными в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы. Анализируются проблемы внедрения в российскую правовую систему института пробации несовершеннолетних, его соотношения с иными элементами общего механизма реализации и защиты прав несовершеннолетних, включающего частных субъектов, государственных субъектов и общественные институты.

Предлагается авторский взгляд по вопросам выстраивания системы социального сопровождения несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, совершивших преступления и иные правонарушения, с учетом существующего в Российской Федерации общего механизма реализации и защиты прав детей, исторических особенностей института сопровождения несовершеннолетних правонарушителей.

Ключевые слова: несовершеннолетние; система исполнения наказаний; субъекты защиты прав несовершеннолетних; служба пробации для несовершеннолетних; молодежь; трудная жизненная ситуация; органы опеки и попечительства.


ПУБЛИКАЦИИ МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ


Кабанова И. С.

Функционирование попечительских советов в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Вологодской области

Аннотация: в статье рассматривается деятельность попечительских советов в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Вологодской области. Институту попечительства в последнее время уделяется большое внимание, эффективные попечительские советы для стационарных учреждений социальной сферы особенно важны, поскольку являются дополнительным средством защиты прав и законных интересов проживающих в них. Автор анализирует законодательство, в соответствии с которым функционируют попечительские советы в детских учреждениях, работающих в круглосуточном режиме, рассматривает порядок, основные направления, принципы их деятельности на примере попечительских советов в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действующих в Вологодской области.

Ключевые слова: попечители; попечительский совет; дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; социальная сфера.


Рецензия


Петюкова О. Н.

Рецензия на монографию «Образовательное законодательство России. Новая веха развития» (Л. В. Андриченко, В. Л. Баранков, Б. А. Булаевский и др. / под ред. Н. В. Путило, Н. С. Волковой)


YEARBOOK OF RUSSIAN EDUCATIONAL LEGISLATION

ISSUE 10

2015 (December)

THE THEORY OF EDUCATIONAL LAW


Barabanova Svetlana V. Topical issues of legal support of educational activity: The theory and practice of sub-legislative regulation

Doctor of Law, Associate Professor, Professor of Department of Law, Department of Engineering Pedagogy and Psychology of Kazan National Research Technological University

e-mail: sveba@inbox.ru

Abstract: This article discusses topical and problematic issues relating to sub-legislative regulation, for instance, departmental acts, of educational and related activities according to Federal Law «On Education in the Russian Federation». The author evaluates legal framework of modern education in accordance with its compliance with legal theory and the competence theory. Problem areas are determined and proposals to improve local regulatory regime are offered.

Key words: administrative regulation; educational legislation; sub-legal act; local normative regulation; educational activity; departmental rule-making; educational organization; competence of the executive body.


THE RIGHT TO EDUCATION


Singh Kishore. Towards a holistic, human rights-based approach to the assessment of the educational attainments of students

UN Special Rapporteur on the Right to Education

e-mail: kishoreparis@gmail.com

Abstract: This article was prepared following the report submitted by the author at the 26th session of the UN Human Rights Council. Based on a comparative analysis, the article emphasizes the importance of the development and use of national assessment of educational attainments tools in line with international standards governing the right to education. Assessment methods should reflect the rising aspirations of youth, while not losing sight of the human rights perspective. The article gives recommendations for further improvement of the right to education on the basis of a holistic approach to be taken in the study of national systems of assessing education-al attainment.

Key words: assessment of educational attainment; skills development; human rights – based approach; international standards of human rights; the right to education; teacher training programs; sustainable development goals.


LEVELS OF EDUCATION


Seliverstova Olga I. Problems of improving cadet education in the Russian Federation

PhD in Law, Senior Research Officer at the Federal Centre for Educational Legislation (Moscow, Russia)

e-mail: celmo@mail.ru

Abstract: This article analyzes the legal regulation of Russian cadet (military) education at the federal and regional levels. The author reviews Article 86 of the Federal Law ‘On Education in the Russian Federation’ focusing on the consistency and adequacy of legal regulation, as well as recent legislative changes in the field of training students for the military or other government service through such educational institutions. The article further deals with the experience of regional law-making in respect of cadet education, in particular evaluating the status and activities of the cadet educational establishments. Special attention is given to the problem of developing a modern system of cadet education. The article concludes by highlighting the need to improve the system of cadet education, and suggests ways to address the problems identified.

Key words: military service; state public general establishment; additional general developmental educational program; the Federal Law ‘Оn Education in the Russian Federation’; cadet; Cadet Corps; Cadet education; Cadet School; the concept of development of cadet (military) education; patriotic education of citizens. 


Volkova Natalia S. Admission to educational institutions of general education: Legal regulation and judicial practice

PhD in Law, deputy head of the Department of Social Legislation, performing functions of the Scientific Secretary of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Russian Government

e-mail: n_volkova@inbox.ru

Abstract: This article is devoted to problems of legal regulation of the admission of children to schools and pre-school educational institutions, as well as issues of relevant judicial practice. The author analyzes the existing legal framework, both at the federal and regional levels. Special attention is paid to advantages (benefits) guaranteed during enrollment in educational institutions of general education. The article offers analysis of the normative practice of Russian regions relating to matters of individual selection during enrollment or transfer to organizations offering an in-depth study of specific disciplines, the organization of specialized education, and those educational institutions integrated with additional pre-occupational educational pro-grams in the fields of sports and art. Based on the study of court decisions in cases challenging the refusal by government bodies to provide places in educational institutions, the author comes to the conclusion that courts have diverse approaches to such disputes.

Key words: right to education; general education; accessibility of education; educational institutions; admission to education; the principle of equal conditions; out of turn or priority admission to educational institutions; admission benefits; individual selection


SUBJECTS OF EDUCATIONAL ACTIVITY


Putilo Natalia V. On the mechanism of participation of parents in the management of educational organizations: The practice of local regulation

PhD in law, Head of Department of Social Legislation, Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

e-mail: social2@izak.ru

Abstract: The rights of parents are enshrined in the Federal Law ‘On Education in the Russian Federation’, and aimed at implementing the principle of a democratic character of education management. However, on the local level, often such a mechanisms of participation of parents in the management of an educational institution is formed that does not comply with the principles and norms of this law. Insufficient clarity of legislative delineation between the legal status of councils or representative bodies, and the status of collective management bodies, leads to the situation where collective bodies are empowered with the rights and duties that are not prescribed for them by federal law. The author considers peculiar features of the mechanism of realizaing the rights of parents to participate in the management of an educational institution. Particular attention is paid to the legal nature of the parents' council as a special type of social initiative body, within the meaning of the Federal Law ‘On Public Associations’.

Key words: parents; legal representatives; education; upbringing; management of educational organizations; councils of students; councils of parents; public associations; local regulations.


Gartseva Yulia E. Educational organizations in the system of non-profit corporate and unitary organizations

State advisor of the Russian Federation of the 3rd class; part-time PhD student of the Mordovian State University named after N. P. Ogarev

e-mail: gartseva_ye@mail.ru

Abstract: the article discusses the concept and features of educational organizations according to the Federal law of 29 December 2012 № 273-FZ ‘On Education in the Russian Federation’ in view of the changes in the civil legislation of the Russian Federation concerning legal entities. The article focuses on the legal forms in which educational institutions can be created. The author comes up with a conclusion about the necessity to codify an exhaustive list of legal forms in which the educational organization may be instituted. This is important because not all types of legal persons satisfy the condition of having educational activities as the primary function.

Key words: educational organizations; legal form of organization; nonprofit corporate organization; a unitary noncommercial organization; main activity; educational activity; institutions; autonomous nonprofit organization.


Bocharnikov Dmitry A. Competition for teaching positions amongst faculty staff: Problems of legal regulation

Chief lawyer of SRO NP ‘Association of Energy Constructors’

e-mail: d_boch@bk.ru

Abstract: The article is devoted to the analysis of the new order of replacement of posts of teachers belonging to the faculty under the Regulations approved by Or-der of the Ministry of Education and Science on 23 July 2015 № 749, the identification of the problems encountered during the implementation of certain provisions of the said normative legal act, and definition of methods to resolve them. Special attention is paid to the optimization of relation between competitive selection procedures and regular attestation of teachers belonging to the faculty, in order to avoid duplication and to prevent undue restriction of the labour rights of this category of workers.

Keywords: competition; pedagogical workers belonging to the faculty; employment contract; education; qualifications; educational organization; certification.


ECONOMICS OF EDUCATION


Zhuravleva Oksana O. Financing of educational institutions: Legal issues of theory and practice

PhD in Law, leading research scientist at the Department of Financial, Tax and Budget Legislation, Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

Е-mail: ozhura@gmail.com

Abstract: This article analyses legal acts and court practice related to financing of education in the Russian Federation. It concludes that the main issues in this field are connected with the distribution of competence referring to financial provision of municipal public services between municipal and regional authorities. The author’s examination reveals that the courts take into account not only the content of the contested regional and municipal acts, but also the factual consequences of their realization, their impact, and whether they fulfil the regulation’s intended goals. In order to decrease the social tension the author proposes to choose such funding models that will allow for adequate realization of constitutional principles.

The author further suggests, in order to provide effective judicial protection of the interests and rights of workers in educational organizations when choosing the form of protection, to consider the legal status of the workers in educational and budget relations.

Key words: constitutional principles; funding of the educational organizations; municipal units, budget legal relations; educational services; normative expenditures; standards of provision of educational organizations; justiciability.


Chekha Vadim V. Public financing of the training of foreign citizens in Russia: Problems of legislative regulation

PhD in Law, Head of the Department of Cooperation in Education and Science at Rossotrudnichestvo, Professor at the Department of Management of Educational Systems at Moscow State Pedagogical University

е-mail: Tschecha77@list.ru

Abstract: This article examines the mechanism of legal regulation of obtaining of education by foreign citizens. Such mechanisms include public funding of places assigned to foreign citizens, in accordance with international treaties, federal laws, or the quota for education of foreign students established by the Government of the Russian Federation.

Key words: international treaty; quota; training of foreign citizens; budget; education.


INTERNATIONAL COOPERATION IN THE FIELD OF EDUCATION


Skorobogatova Vera I. Verification of educational documents: Legal regimes, national characteristics and current trends

PhD in Law, Associate Professor, Director of the ‘Glavexpertcentre’ (State Centre for Recognition of Education), (Moscow, Russia)

е-mail: skorobogatova_ve@mail.ru

Abstract: The author gives an overview of the legal concept of verification of certificates and qualifications. She further describes various legal regimes of legalization of documents adopted in accordance with international treaties, and examines in de-tail the situations where legalization is not necessary. The article also describes cur-rent changes in Russian law related to verification and legalization of educational documents, and provides examples from foreign countries.

Key words: recognition of documents; legalization; apostille; international treaties on legal assistance; foreign education; recognition of foreign education.


Kovalenko Sergey A., Tkach Gennady F. Modernization of the legal framework for academic recognition in the Russian Federation

Kovalenko Sergey A., assistant of the Department of Comparative Educational Policy of the Russian Peoples’ Friendship University, Executive Secretary of CIS and SCO network of universities

e-mail: sergeirudn@gmail.com

Tkach Gennady F. PhD in Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Assistant Professor of Comparative Education Policy of the Russian Peoples' Friendship University

e-mail: gftkach@yandex.ru

Abstract: In this article, the authors consider the normative-legal and organizational aspects of the existing system for recognition of education and/or qualifications obtained abroad. The basis of this system is formed by the provisions of Article 107 of the Federal Law ‘On Education in the Russian Federation’, which correspond to the basic principles and norms of international educational legislation and the modern global practice of recognition. Detailed analysis of provisions of Article 107 ‘Recognition of education and/or qualifications obtained in a foreign country’ pro-vides a comprehensive understanding of the mechanism of implementing recognition procedures in the Russian Federation. Apart from bilateral treaties the article also provides information on multilateral treaties on recognition; in separate groups stand multilateral treaties originally concluded in the framework of UNESCO and/or the Council of Europe, and multilateral agreements between the participating countries of the CIS and EAEC.

Key words: recognition of education and/or qualification; foreign students; interna-tional treaty; bilateral agreement; the Lisbon Convention; examination of documents on education; foreign education; foreign qualification; access to education.


POLICY AND EDUCATION


Aleksandrov Andrey Y. The role of educational organizations in combatting the ideology of terrorism and manifestations of extremism: The legal basis, moral and ethical aspects

PhD in Economics, Associate Professor, Head of the Department of public law of Chuvash State University named after I. N. Ulyanov, (Russia, Cheboksary)

e-mail: public_law@mail.ru

Abstract: This article examines the place and role of educational institutions of higher education in countering the ideology of terrorism and extremism in the current geopolitical environment. The author critically evaluates the legal basis for the organization of counter-terrorism and anti-extremism approaches in higher education at the present time. Further, he touches upon the moral and social aspects concerning the role of higher education institutions in shaping the patriotism and intolerance of young people to extremist behaviour. Conclusions and suggestions for improvement of in combating these phenomena, are suggested by the authors based on his experience of Russian universities, including the Chuvash State University, also drawing upon opinion of leading experts in the field, as well as material from law enforcement agencies, and statistical data. The results of this research can be used in the preparation of legal acts of local educational organizations in the field of combating terrorism and extremism.

Keywords: counter-terrorism and extremism in higher education; the legal frame-work for combating terrorism and extremism; educational organizations of higher education.


INTERDISCIPLINARY STADIES


Ryabova Elena N., Hromova Tatyana V. Studying aspects of the implementation of public monitoring at the level of higher education

Ryabova Elena N. PhD in Sociology, Assistant Professor, Leading researcher of the Federal Centre for Educational Legislation (Moscow, Russia)

e-mail: yula1@bk.ru

Hromova Tatyana V. PhD in Sociology, Assistant Professor of Department of Social Work at the Mordovia State University named after N. P. Ogarev (Saransk, Mordovia, Russia)

e-mail: tankuzmenko@mail.ru

Abstract: This article analyzes a current issue at the present stage of implementing a system of public monitoring in the sphere of education in the Russian Federation, in particular at the level of higher education. The authors present material based on data obtained in the course of sociological research using questionnaires from nine Russian educational institutions of higher education, in order to identify attitudes towards the introduction of public monitoring and the creation of mechanisms of public monitoring in the sphere of higher education. These findings reveal problems and indicate the prospects of implementing the system of public monitoring at the level of higher education, as well as the need to improve the activities of control and supervision in the field of education.

Key words: public monitoring; education; the level of higher education; educational institutions; aspects; mechanisms of public monitoring; bodies of control and super-vision.


Rostovskaya Tamara K., Tarasova Anna E. Social and legal mechanisms for implementation and protection of the rights of minors in difficult life situations, and juvenile offenders: State and social system of recovery technologies

Rostovskaya Tamara K., Professor, Doctor of Sociological Sciences, Professor of the Department of Family Plicy, Gender Policy and Youth Studies at the Russian State Social University (Russia, 107150, Moscow, Losinoostrovskaya str., 24)

e-mail: rostovskaya.tamara@mail.ru

Tarasova Anna E. PhD in Law, Associate Professor of Civil and Enterprise Law, South Russian Institute of Management, a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Rostov-on-Don)

e-mail: aet@bk.ru

Abstract: This article considers the problems of the functioning of organizations and authorities working with minors, children left without parental care, and families and children in difficult life situations. The authors study the traditions of Russian legislation in questions of social and legal mechanisms for protecting the rights of children, in particular, aspects of their interaction with the new requirements of the National Strategy of Action in the Interests of Children for 2012–2017 are investigated. The problems of introducing the legal system of probation into the Russian sys-tem is analyzed in the context of other elements of the general mechanism of realization and protection of the rights of minors including private entities, state entities and civil institutions.

The authors suggest their own ideas about forming a system of social support for minors in a difficult life situation, or who have committed crimes or other offenses, taking into account the general mechanism of realization and protection of the rights

of children as well as historical features of probation, support and tracking of juvenile offenders.

Key words: minors; system of execution of sentences; subjects of protection of the rights of minors; service of a probation of the minor; youth; difficult life situation; guardianship agencies.


PUBLICATION OF YOUNG SCIENTISTS


Kabanova Inga S. The functioning of boards of trustees at organizations for orphan children and children left without parental care in the Vologda region

Аassistant of a member of the Parliament (Legislative Assembly) of the Vologda region, PhD student of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation.

e-mail: Inga1307@bk.ru

Abstract: This article discusses the activities of boards of trustees in organizations for orphan children and children left without parental care in the Vologda region. The institution of trusteeship has been given much attention recently; effective board of trustees are of prime importance in providing residential social care facilities as they serve as an additional tool for protecting rights and legal interests of orphan children and children left without parental care. They also create optimal conditions for the children’s upbringing, development, and socialization.

The author analyses legislation according to which boards of trustees operate, particularly in regards to 24/7 institutions for children, studies the order, main direc-tions and principles of their operation taking as an example the experience of educa-tional organizations for orphans and children left without parental care in the Vologda Region.

Key words: guardians; boards of trustees; orphans; children left without their parents' care; social sphere.



ОБ АВТОРАХ


avtor.jpg

avtor1.jpg

avtor2.jpg


tit11.jpg



Возврат к списку