Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Ежегодник

Ежегодник российского образовательного законодательства

Том 10, 2015

Анонс выпуска

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Теория образовательного права

 

 

Барабанова С.В.

 

Актуальные вопросы правового обеспечения образовательной деятельности: теория и практика подзаконного регулирования

 

В статье рассматриваются проблемные вопросы подзаконного, прежде всего, ведомственного регулирования образовательной и связанной с нею деятельности в условиях реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Автор оценивает нормативную правовую базу современного образования с позиций ее соответствия теории права и теории компетенции, выявляет проблемные зоны и дает предложения по совершенствованию локального нормативного регулирования.

 

 

Право на образование

 

 

Кишор Сингх

 

Оценка образовательных достижений обучающихся в контексте реализации права на образование

 

Статья подготовлена по материалам доклада, представленного автором на 26-й сессии Совета ООН по правам человека. На основании проведенного сравнительного анализа в статье подчеркивается важность разработки и применения национальных систем оценки образовательных достижений в соответствии с международными нормами, регулирующими право на образование. Такой подход должен гарантировать получение каждым образования, соответствующего целям образования, закрепленным в международных правовых инструментах. Более того, подход, основанный на фундаментальном принципе уважения прав человека, придающем ему целостность и согласованность, имеет важное значение для укрепления гуманистический миссии образования, расширяющей понимание образования как системы ценностей, а не только в качестве инструментария для оценки навыков счета и чтения. Такой подход не исключает развитие навыков в целом, напротив, в статье акцентируется важность навыков в качестве составной части базового образования, а также необходимость инновационных методов оценки технического и профессионального образования и обучения, особенно в развивающихся странах. Методы оценки должны отражать изменяющиеся приоритеты и амбиции молодого поколения, при этом не теряя из виду основополагающие правозащитные инструменты. В статье приводятся рекомендации по дальнейшему совершенствованию права на образование на основе целостного подхода к изучению национальных систем оценки учебных достижений учащихся.

 

 

Уровни образования

 

 

Селиверстова О.И.

 

Проблемы совершенствования кадетского образования в Российской Федерации

В статье проводится анализ состояния нормативно-правового регулирования российского кадетского образования на федеральном и региональном уровнях. Анализируется статья 86 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части непротиворечивости и достаточности правового регулирования, а также последних законодательных изменений в сфере обучения по дополнительным общеразвивающим образовательным программам несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях. Исследуется опыт регионального нормотворчества в системе кадетского образования. Оцениваются особенности статуса и деятельности кадетских образовательных учреждений на территории Российской Федерации. Рассматриваются проблемы функционирования и перспективы развития современной системы кадетского образования. Делаются выводы о необходимости совершенствования сложившейся системы кадетского образования и предлагаются пути решения обозначенных проблем.

 

 

Субъекты образовательной деятельности

 

 

Волкова Н.С.

 

Прием в образовательные организации общего образования: правовое регулирование и судебная практика

 

Статья посвящена проблемам правового регулирования приема детей на обучение в общеобразовательные организации и организации дошкольного образования, а также складывающейся по данному вопросу судебной практики. Проводится анализ действующей нормативно-правовой базы как федерального уровня, так и субъектов Российской Федерации. Исследуются установленные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» принципы приема на обучение в образовательные организации общего образования. Особое внимание уделяется вопросам установления преимуществ (льгот) при приеме в такие образовательные организации. Изучается нормотворческая практика субъектов Российской Федерации в связи с регулированием вопросов индивидуального отбора при приеме или переводе в организации с углубленным изучением отдельных предметов или профильного обучения, а также в образовательные организации, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области спорта и искусства. Исследуются судебные решения, вынесенные в связи с оспариваемыми отказами органов власти в предоставлении мест в образовательных организациях. Показывается разнородность подходов судов к решению соответствующих споров.

 

Д.А.Бочарников

 

Конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу: проблемы правового регулирования

 

Процедура избрания по конкурсу на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, в образовательных организациях высшего образования является одним из наиболее действенных способов подтверждения профессионально-квалификационного уровня лица, претендующего на замещение вакантной должности преподавателя. Статья посвящена анализу нового порядка замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, предусмотренного одноименным Положением, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июля 2015 г. № 749, выявлению проблем, возникающих в ходе реализации отдельных норм указанного нормативного правового акта и определению методов их разрешения. Особое внимание в статье уделено вопросу оптимизации соотношения процедур конкурсного отбора и периодической аттестации педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, с целью избежать их дублирования, а также предотвратить неоправданное ограничение трудовых прав данной категории работников.

 

 

Экономика образования

 

 

Журавлева О.О.

 

Финансирование образовательных организаций: правовые проблемы теории и практики

 

На основе анализа нормативных правовых актов и судебной практики их применения было установлено, что основной пласт проблем финансирования образовательных организаций связан с распределением бремени расходов в части финансового  обеспечение оказания муниципальных услуг между муниципальными образованиями и субъектами РФ. Выявлено, что при рассмотрении дел суды учитывают не только содержание оспариваемых региональных и муниципальных актов, но и фактические последствия их реализации, в частности, достигало ли правовое регулирование установленных федеральным законодателем  целей.  Сделан вывод, что для снижения социального напряжения следует выбирать модели финансирования, позволяющие адекватно реализовать конституционные принципы. При выборе формы судебной защиты прав и законных интересов работников образовательных организаций непринятие во внимание их статуса в образовательных и бюджетных правоотношениях препятствует эффективной судебной защите.

 

Чеха В.В.

 

Финансирование за счет бюджетных средств обучения иностранных граждан на территории России: проблемы законодательного регулирования

 

В настоящее время крайне актуальной остается проблема эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на образование. Одним из важных направлений расходования бюджетных средств является обеспечение реализации прав иностранных граждан на образование на территории России. В то же время нельзя признать адекватным существующий механизм регулирования получения иностранными гражданами   образования за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами или установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан в Российской Федерации. Исследованию данного механизма регулирования посвящена предлагаемая статья.

 

 

Международное сотрудничество в сфере образования

 

 

Смирнова М.В.

 

Право на образование в фокусе международного сотрудничества: пособие для прагматика

 

Информационная изоляция создает плодотворную почву для нарушения прав человека и для неполной их реализации. Это, пожалуй, единственный случай, когда незнание освобождает от ответственности: отсутствие у населения всей полноты информации о том, на каком уровне государство обязалось перед международным сообществом соблюдать права своих граждан, лишает их возможности и мотивации требовать выполнения соответствующего стандарта. Помимо необязательности государства незнание рождает "иллюзию достижений": в отрыве от внешнего инструмента сравнения достигнутый уровень реализации представляется прогрессом. Именно поэтому взгляд со стороны должен восприниматься не враждебно (как вмешательство во внутренние дела государства), а прагматично – как намеченные пункты маршрута на пути к цели построения демократического правового государства. Такой подход тем более логичен, что международные рекомендации – результат качественного анализа законодательства и правоприменительной практики, проведенного ведущими мировыми экспертами в соответствующей области. Данная статья представляет собой обзор международных рекомендаций экспертных механизмов ООН в отношении реализации права на образование в России с позиции прагматика и имеет целью представить эти рекомендации в качестве правового инструмента, который может быть использован заинтересованными лицами для улучшения правового положения участников образовательных отношений и системы образования в целом.

 

 

Скоробогатова В.И.

 

Подтверждение документов об образовании: правовые режимы, национальные особенности, современные тенденции

 

Автор раскрывает юридическое  понятие подтверждения документов об образовании и (или) квалификации;  описывает различные правовые режимы  легализации документов, принятые в  соответствии с международными документами,  подробно рассматривает варианты отсутствия необходимости легализации.  В статье также описываются актуальные изменения  в российском законодательстве, связанные с подтверждением документов об образовании, приводится зарубежный опыт.

 

Коваленко С.А., Ткач Г.Ф.

 

Модернизация правовой основы академического признания в Российской Федерации

 

В представленной работе рассматриваются нормативно-правовые и организационные аспекты функционирования действующей в Российской Федерации системы признания образования и (или) квалификаций, полученных в иностранном государстве. Основой этой системы являются положения Статьи 107 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которые соответствуют основным принципам  и нормам международного образовательного законодательства и современной мировой практике осуществления признания. Подробный анализ положений (пунктов) Статьи 107 «Признание образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве» позволяет получить полное представление о механизмах осуществления процедуры признания на территории Российской Федерации. Помимо двухсторонних, в статье приводятся многосторонние действующие договоры по вопросам признания. Раздельными группами выделяются многосторонние договоры, изначально заключенные в рамках ЮНЕСКО и (или) Совета Европы, и многосторонние договоры между странами-участниками СНГ и ЕАЭС.

 

 

Политика и образование

 

 

Александров А. Ю.

 

Образовательные организации в противодействии идеологии терроризма и проявлениям экстремизма: правовые основы и морально-нравственные аспекты

 

Рассматриваются место и роль образовательных организаций высшего образования в противодействии идеологии терроризма и проявлениям экстремизма в нынешних геополитических условиях. Критически оцениваются нормативно-правовые основы организации противодействия терроризму и экстремизму в высшей школе на современном этапе. Затрагиваются морально-нравственные основы и социальная миссия образовательных организаций высшего образования в формировании патриотизма у молодежи и нетерпимости к экстремистскому поведению. Выводы и предложения автора по совершенствованию законодательства о противодействии указанным явлениям основываются на опыте российских вузов, в том числе ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», мнениях ведущих специалистов в данной области, материалах правоприменительной практики, статистических данных. Материалы настоящего исследования могут использоваться при подготовке локальных правовых актов образовательных организаций в сфере противодействия терроризму и экстремизму.

 

 

Междисциплинарные исследования

 

 

Савинов Л. И.

 

Мифы и реалии высшего образования в современной России

 

В статье рассматриваются социальные закономерности присущие системе образования, выделяются тенденции изменений свойственные российскому высшему образованию. Особое внимание уделено анализу и сопоставлению реальным достижениям и мифиологическим (недостигнутым) целям в процессе развития высшего образования в условиях современной России. Конкретизируются противоречия между государством, университетской субкультурой и социальным институтом образования.

 

 

Ростовская Т.К., Тарасова А.Е.

 

Социально-правовые механизмы реализации и защиты прав несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, несовершеннолетних-правонарушителей: государственно-общественная система восстановительных технологий

 

В статье рассматриваются проблемы функционирования организаций и органов власти, обеспечивающих работу с несовершеннолетними, детьми, оставшимися без попечения родителей, семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Представлены традиции российского законодательства в вопросах социального - правового механизма защиты прав детей, исследуются аспекты их соотношения с новыми требованиями, предусмотренными в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы. Анализируются проблемы внедрения в российскую правовую систему института пробации несовершеннолетних, его соотношения с иными элементами общего механизма реализации и защиты прав несовершеннолетних, включающего частных субъектов, государственных субъектов и общественные институты.

Предлагается авторский взгляд по вопросам выстраивания системы социального сопровождения несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, совершивших преступления и иные правонарушения, с учетом существующего в Российской Федерации общего механизма реализации и защиты прав детей, исторических особенностей института сопровождения несовершеннолетних-правонарушителей.

 

 

Рябова Е.Н., Хромова Т. В.

 

Исследование аспектов внедрения общественного контроля на уровне высшего образования

 

В статье проанализирована актуальная на современном этапе проблема внедрения института общественного контроля в сферу образования Российской Федерации, в частности на уровень высшего образования. Представленный авторами материал основан на данных, полученных в ходе проведения социологического исследования методом анкетирования на базе девяти российских образовательных организаций высшего уровня образования с целью выявления отношения к введению общественного контроля и разработки механизмов общественного контроля в сфере высшего образования. Полученные   результаты исследования раскрывают проблемы и возможные перспективы внедрения института общественного контроля на уровне высшего образования, а также необходимость совершенствования деятельности органов по контролю и надзору   в сфере образования.

 

 

Публикации молодых ученых

 

 

Гарцева Ю.Е.

 

Проблемы участия образовательных организаций в отношениях по осуществлению сервитута

 

В статье рассматривается практическая реализация института сервитута применительно к образовательным организациям, анализируются нормы, посвященные данному институту, прослеживается тенденция увеличения норм, регламентирующих институт сервитута, отмечается роль Концепции развития законодательства о вещном праве и Концепции развития гражданского законодательства в дальнейшем развитии института сервитута, предпринимается попытка выделить особенности установления и осуществления сервитута образовательными организациями. Формулируются практические рекомендации по внесению изменений в действующее законодательство Российской Федерации с целью регламентации правового регулирования участия образовательных организаций в отношениях по установлению и осуществлению сервитута.

 

Кабанова И.С.

 

Функционирование попечительских советов в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Вологодской области

 

В статье рассматривается деятельность попечительских советов в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Вологодской области. В последнее время институту попечительства уделяется большое внимание, для стационарных учреждений социальной сферы эффективные попечительские советы особенно важны, поскольку являются дополнительным инструментом в защите прав и законных интересов, создании оптимальных условий для воспитания, развития и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В статье анализируется законодательство, в соответствии с которым функционируют попечительские советы в детских учреждениях, работающих в круглосуточном режиме, рассмотрен порядок, основные направления, принципы их деятельности на примере попечительских советов в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Вологодской области.  Проведен анализ официальных сайтов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Вологодской области, на предмет соответствия документации попечительских советов законодательству и открытости деятельности, обозначены проблемы в данной сфере и возможные пути решения. В статье затронут вопрос, связанный с передачей всех полномочий по организации предоставления социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей от Департамента образования Вологодской области Департаменту социальной защиты населения Вологодской области, отмечены позитивные и негативные стороны данной реформы.

 

 

Рецензии

 

 

Образовательное право и образовательное законодательство:библиография - 2015

 


Возврат к списку