Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Ответы на вопросы

  • О продолжении обучения по образовательным программам высшего образования – специалитет в форме экстерната студентами, зачисленными на обучение в период действия Закона Российской Федерации «Об образовании».
  • Как понимать положение части 4 статьи о возможности сочетания различных форм получения образования и форм обучения. Таким образом, студент может одновременно осваивать образовательную программу по заочной и очной форме?
  • Возможно ли досрочное (в срок менее 2 лет) завершение обучения студентов магистратуры – иностранных граждан, обучающихся по государственной линии в рамках совместной магистерской программы с учетом зачёта результатов освоения учебных предметов?

  • О продолжении обучения по образовательным программам высшего образования – специалитет в форме экстерната студентами, зачисленными на обучение в период действия Закона Российской Федерации «Об образовании».

    В соответствии со статьей 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в Российской Федерации образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

    В зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися, с учетом потребностей, возможностей личности Федеральным законом предусмотрены очная, очно-заочная или заочная формы обучения. При этом как следует из части 3 статьи 34 Федерального закона лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

    В свою очередь, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 33 Федерального закона под экстерном понимается лицо, зачисленное в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

    На основании изложенного, по нашему мнению, обучение граждан, поступивших в образовательную организацию высшего образования для обучения в форме экстерната в соответствии с действовавшим на момент такого поступления законодательством Российской Федерации в области образования, до вступления в силу Федерального закона (далее – зачисленные до 1 сентября 2013 года), должно осуществляться в соответствии с положениями Федерального закона с учетом части 5 статьи 111 Федерального закона, согласно которой со дня вступления в силу Федерального закона нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования применяются постольку, поскольку они не противоречат Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

    Учитывая, что ранее под обучением в форме экстерната понималось самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении, зачисленные до 1 сентября 2013 года могут обучаться как по заочной форме обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и вне такой организации в форме самообразования с последующим прохождением аттестации.

    При этом при переводе зачисленных до 1 сентября 2013 года на заочную форму обучения, они могут обучаться по индивидуальному учебному плану, в том числе переходить на ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации (пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона).

    Ответ дан по состоянию законодательства на 18.02.2015

    Как понимать положение части 4 статьи о возможности сочетания различных форм получения образования и форм обучения. Таким образом, студент может одновременно осваивать образовательную программу по заочной и очной форме?

    Как следует из вопроса, автора интересует разъяснение юридически допустимых пределов сочетания различных форм получения образования и форм обучения.

    В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования выступает свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания.

    Согласно ст. 17 Закона об образовании образование может быть получено: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

    Частью 2 названной статьи установлено, что обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

    Таким образом, сочетание различных форм получения образования и форм обучения практически возможно применительно к п. 1 ч. 1 ст. 17, т.е. к форме получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    При этом следует отметить, что на основании требований ч. 5 названной статьи Закона об образовании формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено Законом об образовании. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

    Исходя из смысла вышеназванной нормы во взаимосвязи с положениями части 4 ст. 63 Закона об образовании, содержание законодательных требований в части допустимости сочетания различных форм получения образования и форм обучения ориентируется, прежде всего, на конкретную образовательную программу. Так, например, согласно ч. 4 чт. 63 Закона об образовании форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. Форма обучения в данной формулировке определена в единственном числе как результат выбора родителей (законных представителей) в пределах одной образовательной программы.

    Вместе с тем Закон об образовании в ряде случаев (ст.ст. 3444) не конкретизирует вопросы сочетания различных форм получения образования и форм обучения. Например, в соответствии с п.п. 1 и 13 ч. 1 ст. 34 обучающимся предоставляются академические права на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет, а также на перевод для получения образования по другой профессии, специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании.

    На основании вышеизложенного можно сделать вывод о возможности сочетания различных форм обучения в образовательной организации в случае освоения обучающимися нескольких образовательных программ, если в процессе освоения каждой образовательной программы не нарушаются требования соответствующих образовательных стандартов, в том числе к установленной форме обучения. В пределах отдельно взятой образовательной программы право выбора (сочетания) формы получения образования и формы обучения реализуется в процессе поступления в организацию для прохождения обучения по конкретной образовательной программе, а также посредством перевода для получения образования по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании. Таким образом, студент не может одновременно в заочной и очной формах осваивать образовательную программу, реализуемую одним образовательным учреждением.

    Ответ дан по состоянию законодательства на 16.02.2015

    Возможно ли досрочное (в срок менее 2 лет) завершение обучения студентов магистратуры – иностранных граждан, обучающихся по государственной линии в рамках совместной магистерской программы с учетом зачёта результатов освоения учебных предметов?

    Из поступившего вопроса относительно досрочного (в срок менее 2 лет) завершения обучения студентов магистратуры в рамках совместной магистерской программы следует, что автора интересует возможность ускоренного обучения в вузе-партнере по программам магистратуры с учетом дисциплин, освоенных студентами в образовательной организации по основному месту учебы.

    Ранее, в Федеральном законе от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (абз. 2 п. 1, п. 7 ст. 11 во взаимосвязи со ст. 6) (далее – Закон о высшем и послевузовском образовании) использовались понятия «сокращённая программа высшего профессионального образования» и «ускоренная программа высшего профессионального образования». Данные понятия конкретизировались в п. 3, 4 Условий освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки, утверждённых Приказом Минобразования России от 13.05.2002 № 1725 (в настоящее время утратили силу в связи с изданием Приказа Минобрнауки России от 18 сентября 2013 г. № 1074).

    При этом запрет на получение высшего профессионального образования по сокращённым программам подготовки специалиста и магистра, предусмотренный п. 7 ст. 11 Закона о высшем и послевузовском образовании, относился именно к сокращённым, но не к ускоренным программам высшего профессионального образования.

    В п. 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) используется понятие «ускоренное обучение». Понятия «сокращённое обучение» и «сокращённая программа высшего образования» в Законе об образовании не используются, как не используются они и в принятых во исполнение названного закона нормативных правовых актах.

    Пунктом 3 ч. 1 ст. 34 Закона об образовании предусмотрено право обучающихся на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.

    В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 34 Закона об образовании обучающиеся также имеют право на зачёт организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    С учетом вышеизложенного, сроки освоения конкретной совместной образовательной программы определяются не только исходя из фактической даты зачисления студента в высшее учебное заведение. Исчисление названных сроков может учитывать особенности организации процесса обучения в соответствии с условиями соответствующего договора образовательных организаций и положением (либо другим правовым актом) образовательной организации о порядке разработки и реализации совместных образовательных программ. Следует обратить внимание на то, что общий срок освоения совместной магистерской образовательной программы предполагает «включение» в него периодов обучения по аналогичной специальности в каждом вузе-партнере, что следует из смысла реализации подобных программ.

    В том случае, если локальные нормативные акты, определяющие порядок реализации обучающимися права на ускоренное обучение не издавались, данное обстоятельство само по себе не может служить основанием ограничения этого права при условии проведения процедуры зачёта результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики.

    Таким образом, если локальные акты вуза не содержат каких-либо ограничений и дополнительных требований в области реализации права на ускоренное обучение по программам магистратуры, а также если фактические сроки освоения таких программ в рамках индивидуального учебного плана не противоречат требованиям, установленным на локальном уровне, и положениям договора вузов-партнеров о реализации совместной образовательной программы, то российская образовательная организация высшего образования, на базе которой организован процесс обучения, правомочна допустить к итоговой государственной аттестации студентов, обучающихся по соответствующей совместной магистерской образовательной программе, до истечение 2-х лет с момента зачисления таких студентов для прохождения обучения в названной организации.

    Ответ дан по состоянию законодательства на 16.02.2015

    Возврат к разделу