ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

Ответы на вопросы

  • Могут ли лица, участвующие в государственной программе переселения соотечественников, получать высшее образование наравне с гражданами Российской Федерации?
  • Относится ли практика, проводимая со студентами на предприятии, к сетевой форме реализации образовательных программ?
  • При реализации образовательных программ по сетевой форме, все ли организации, участвующие в реализации программы, должны иметь лицензию и государственную аккредитацию?
  • Установлены ли какие конкретные требования к условиям функционирования электронной информационно-образовательной среды при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения или дистанционных образовательных технологий?
  • Что понимается под определением «образовательные технологии» и какие образовательные технологии увеличивают или сокращают сроки обучения?
  • Каким показателям должен соответствовать инновационный проект, чтобы стать федеральной инновационной площадкой?

  • Могут ли лица, участвующие в государственной программе переселения соотечественников, получать высшее образование наравне с гражданами Российской Федерации?

    Согласно ч. 4 ст. 78 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) иностранные граждане, являющиеся соотечественниками, проживающими за рубежом, имеют право на получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации при условии соблюдения ими требований, предусмотренных ст. 17 Федерального закона от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (далее — Закон о соотечественниках). В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона об образовании нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать Закону об образовании.

    Из вышесказанного следует, что ч. 4 ст. 78 Закона об образовании содержит отсылочную норму к Закону о соотечественниках и исключает возможность расширения перечня требований, применяемых к соотечественникам, постоянно проживающим за рубежом. С учётом изложенного лишь лица, соответствующие требованиям ст. 17 Закона о соотечественниках, могут быть признаны соотечественниками, постоянно проживающими за рубежом. Расширительное толкование вышеуказанной нормы невозможно в силу Закона об образовании.

    Согласно ч. 6 ст. 17 Закона о соотечественниках органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации способствуют получению соотечественниками образования в образовательных организациях и научных организациях в Российской Федерации. Если иное не установлено федеральными законами, при приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам соотечественникам, не являющимся гражданами Российской Федерации, предоставляется наравне с гражданами Российской Федерации право на доступ к образованию при условии представления ими документов или иных доказательств, подтверждающих соответственно:

    гражданство СССР, гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления — для лиц, состоявших в гражданстве СССР;

    проживание в прошлом на территории Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР или Российской Федерации, соответствующую гражданскую принадлежность при выезде с этой территории и гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления — для выходцев (эмигрантов);

    родство по прямой восходящей линии с указанными лицами — для потомков соотечественников;

    проживание за рубежом — для всех указанных лиц.

    Перечень требований, установленных ч. 6 ст. 17 Закона о соотечественниках, является исчерпывающим и его расширительное толкование законом не предусмотрено.

    Также следует отметить, что ни ч. 4 ст. 78 Закона об образовании, ни ст. 17 Закона о соотечественниках не содержат упоминаний о Программе. Следовательно, подпункт «в» п. 19 Программы не подлежит применению как противоречащий нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

    Ответ дан по состоянию законодательства на 18.02.2015


    Относится ли практика, проводимая со студентами на предприятии, к сетевой форме реализации образовательных программ?

    Согласно п. 24 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) практика — вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Из п. 22 той же статьи следует, что практика входит в состав учебного плана. В свою очередь, по смыслу ч. 6, 7 ст. 13 Закона об образовании практика обучающихся входит в состав образовательной программы, т. е. является её частью.

    Частью 8 ст. 13 Закона об образовании установлено, что положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы, и её виды утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В настоящее время действует Положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, утверждённое Приказом Минобразования России от 25.03.2003 № 1154 (далее — Положение). Следует учитывать, что Положение подлежит применению в части, не противоречащей Закону об образовании.

    Пункт 1 Положения прямо указывает на то, что практика является составной частью соответствующей образовательной программы.

    В то же время в силу ч. 1 ст. 15 Закона об образовании сетевая форма реализации образовательных программ (далее — сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

    С учётом изложенного практика обучающихся является составной частью образовательной программы, тогда как сетевая форма представляет собой форму реализации образовательной программы. Данные понятия не совпадают по объёму.

    Практика обучающихся проводится на основании договоров, заключаемых образовательной организацией с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля (ч. 7 ст. 13 Закона об образовании, абз. 3 п. 8 Положения). Сетевая форма согласно ч. 2 ст. 15 Закона об образовании также осуществляется на основании договора между соответствующими организациями. Однако указанные договоры не следует отождествлять, поскольку они различаются по своему предмету.

    Таким образом, практика обучающихся не является частным случаем сетевой формы. Вместе с тем сетевая форма может включать практику обучающихся в тех случаях, когда практика обучающихся предусмотрена соответствующей образовательной программой.

    Дополнительно необходимо отметить, что сложившейся судебной практики по вопросам сетевой формы в настоящее время не имеется. 

    Ответ дан по состоянию законодательства на 16.02.2015


    При реализации образовательных программ по сетевой форме, все ли организации, участвующие в реализации программы, должны иметь лицензию и государственную аккредитацию?

    Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) сетевая форма реализации образовательных программ (далее — сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. Следовательно, сетевая форма является одной из форм реализации образовательных программ.

    Деятельность по реализации образовательных программ является образовательной деятельностью (п. 17 ст. 2 Закона об образовании). В силу ч. 1 ст. 91 Закона об образовании, а также п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию. Изъятий из данного правила для сетевой формы не предусмотрено. При этом следует учитывать, что образовательная деятельность подлежит лицензированию и в случаях, когда она осуществляется не образовательными, а иными организациями.

    Согласно ч. 1 ст. 92 Закона об образовании государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами. Изъятий из данного правила для сетевой формы также не предусмотрено.

    Буквальное толкование приведённых норм приводит к выводу о том, что как лицензию, так и государственную аккредитацию должны иметь все организации, осуществляющие образовательную деятельность. Вполне возможно, что целью института сетевой формы было как раз освобождение хотя бы части её участников от необходимости получать лицензию и государственную аккредитацию, однако законодатель не реализовал эту идею.

    Судебная практика по рассматриваемому вопросу, насколько известно, в настоящее время отсутствует.

    Ответ дан по состоянию законодательства на 16.02.2015


    Установлены ли какие конкретные требования к условиям функционирования электронной информационно-образовательной среды при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения или дистанционных образовательных технологий?

    Автора вопроса интересует наличие комплекса правовых требований к условиям функционирования электронной информационно-образовательной среды при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения или дистанционных образовательных технологий.

    В соответствии с ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) предусмотрено, что образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. Одновременно Закон не допускает использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся (ч. 9 ст. 13 Закона об образовании).

    Согласно ст. 91 Закона об образовании лицензионные требования и условия, установленные в положении о лицензировании образовательной деятельности, должны учитывать особенности осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

    В соответствии с подп. «а» п. 5 постановления Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» при намерении соискателя лицензии реализовывать образовательные программы с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий необходимо наличие условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися независимо от их местонахождения образовательных программ в полном объеме, в соответствии со статьей 16 Закона об образовании. Эти же условия необходимы при осуществлении лицензиатом образовательной деятельности по образовательным программам (п. 7 Положения).

    Согласно п. 10 вышеназванного Постановления для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган подписанную руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, справку о наличии условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды при наличии образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

    Необходимо отметить, что специфические требования в рассматриваемой области правового регулирования образовательных отношений установлены Приказом Минобрнауки России от 20 января 2014 г. № 22 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.02.2014 № 31377).

    Также Приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 утвержден Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (Зарегистрировано в Минюсте России 4.04.2014 № 31823) (далее – Порядок)

    Согласно п. 2 Порядка организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Законом об образовании формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.

    Организации доводят до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора (п. 3 Порядка).

    Пунктом 5 Порядка установлено, что при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:

    организации оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;

    организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

    допускается отсутствие аудиторных занятий;

    местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся;

    организации обеспечивают соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации по дополнительным профессиональным программам.

    При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (п. 6 Порядка).

    Таким образом, можно заключить, что совокупность требований к условиям функционирования электронной информационно-образовательной среды при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения или дистанционных образовательных технологий устанавливается при утверждении соответствующих образовательных программ с учетом вышеназванных положений законодательных актов.

    Ответ дан по состоянию законодательства на 16.02.2015


    Что понимается под определением «образовательные технологии» и какие образовательные технологии увеличивают или сокращают сроки обучения?

    Из поступившего вопроса о содержании понятия «образовательные технологии» следует, что автора интересует правовой объем отношений, охватываемый понятием «образовательные технологии», а также возможность изменения сроков обучения в зависимости от используемых образовательных технологий.

    В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

    Согласно ст. 16 Закона об образовании под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

    На основании ч. 2 ст. 20 Закона об образовании экспериментальная деятельность в образовании направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов. Также ч. 2 ст. 28 Закона предусмотрено, что образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. Одновременно Закон не допускает использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся (ч. 9 ст. 13).

    Соответственно понятие «образовательные технологии» неравнозначно понятиям: «методы и средства обучения и воспитания», «образовательные ресурсы», «содержание образования», «учебно-методическое обеспечение реализуемых образовательных программ». Под образовательными технологиями следует понимать дистанционные образовательные технологии, электронное обучение и другие аналогичные образовательные технологии. С учетом вышесказанного понятие «образовательные технологии» характеризует форму организации учебного процесса, допускающую применение определенных методов и средств обучения и воспитания. Оно также может характеризовать один из подходов в рамках того или иного используемого метода или средства обучения и воспитания (например, интерактивные технологии как составная часть активных методик обучения).

    Согласно ч. 4 ст. 11 Закона об образовании сроки получения общего образования и профессионального образования устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

    Пунктом 4 Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (утв. Приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2; рег. в Минюсте России 04.04.2014 № 31823) предусмотрено, что при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организациях должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

    При этом необходимо иметь в виду, что п. 3 ч. 1 ст. 34 Закона об образовании предусмотрено право обучающихся на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.

    Таким образом, по общему правилу правовые основания применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ не предусматривают изменение сроков получения профессионального образования по каждому из уровней. Вместе с тем, изменение названных сроков в сторону их уменьшения допустимо при реализации обучающимися в общем порядке права на ускоренное обучение в соответствии с локальными правовыми актами образовательной организации.

    Ответ дан по состоянию законодательства на 16.02.2015


    Каким показателям должен соответствовать инновационный проект, чтобы стать федеральной инновационной площадкой?

    В своем обращении автор просит разъяснить, какие требования предъявляются законодательством к инновационным проектам, в целях присвоения им статуса федеральной инновационной площадки.

    Порядок признания организации федеральной инновационной площадкой утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июля 2013 года № 611 «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования».

    Признание организации федеральной инновационной площадкой осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации на основе предложений координационного органа.

    В соответствии с п. 12 Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования для признания организации федеральной инновационной площадкой организацией-соискателем подается заявка в координационный орган не позднее 1 сентября, которая должна содержать:

    — наименование и место нахождения, контактные телефоны организации-соискателя;

    — цели, задачи и основную идею (идеи) предлагаемого проекта (программы), обоснование его значимости для развития системы образования;

    — программу реализации проекта (программы) (исходные теоретические положения; этапы, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу, необходимые условия организации работ, средства контроля и обеспечения достоверности результатов, перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта (программы));

    — календарный план реализации проекта (программы) с указанием сроков реализации по этапам и перечня конечной продукции (результатов);

    — обоснование возможности реализации проекта (программы) в соответствии с законодательством об образовании или предложения по содержанию проекта нормативного правового акта, необходимого для реализации проекта (программы);

    — решение органа самоуправления организации на участие в реализации проекта (программы);

    — предложения по распространению и внедрению результатов проекта (программы) в массовую практику, включая предложения по внесению изменений в законодательство об образовании (при необходимости);

    — обоснование устойчивости результатов проекта (программы) после окончания его реализации, включая механизмы его (ее) ресурсного обеспечения.

    Заявки, поступившие в координационный орган, направляются на экспертизу. Экспертиза осуществляется организацией, определяемой Министерством образования и науки Российской Федерации на конкурсной основе в соответствии законодательством Российской Федерации.

    Координационный орган рассматривает представленные Экспертной организацией заключения и представляет в Министерство образования и науки Российской Федерации предложения о признании организаций-соискателей федеральными инновационными площадками.

    Таким образом, требования для признания организации федеральной инновационной площадкой определены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. Организация-соискатель обязана выполнить формальные требования, предоставив необходимые документы в координационный совет в целях направления их на экспертизу.

    Ответ дан по состоянию законодательства на 16.02.2015


    Возврат к разделу