Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Ответы на вопросы

  • Имеют ли работники центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, занимающие должности педагогических работников, право на сокращенную продолжительность рабочего времени и ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск,
  • Является ли работа воспитателя (вторая половина дня) в интернатном учреждении с круглосуточным пребыванием внеурочной деятельностью?
  • Какие документы являются доказательствами режима рабочего времени в вузе?
  • Сколько выходных дней должен иметь учитель?

  • Имеют ли работники центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, занимающие должности педагогических работников, право на сокращенную продолжительность рабочего времени и ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск,

    если у этих центров нет лицензии на образовательную деятельность?

    В соответствии со статьей 42 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании) психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – центр помощи), а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются.

    На центр помощи может быть возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии (часть 5 статьи 42 Федерального закона об образовании). При этом комиссия может быть центральной или территориальной. Центральная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории субъекта Российской Федерации. Территориальная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

    Деятельность комиссии регулируется Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 (зарегистрировано Минюстом России 23.10.2013 N 30242) (далее – Положение о комиссии). Согласно пункту 4 Положения о комиссии в состав комиссии входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты.

    Психолого-педагогическая помощь в центре помощи оказывается педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и иными специалистами, необходимыми для надлежащего осуществления функций такого центра (часть 6 статьи 42 Федерального закона об образовании).

    В соответствии с пунктом 21 статьи 2 Федерального закона об образовании педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

    Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являются образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. Согласно пункту 19 статьи 2 Федерального закона об образовании организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности. К таким организациям относятся научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица.

    В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона об образовании центр помощи вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам. Образовательная деятельность центра помощи подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, к которым согласно части 6 статьи 10 Федерального закона об образовании относятся: дополнительное образование детей и взрослых; дополнительное профессиональное образование.

    Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение (статья 31 Федерального закона об образовании).

    На организации, осуществляющие обучение, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций (часть 2 статьи 21 Федерального закона об образовании; письмо Минобрнауки России от 10 февраля 2015 г. N ВК-268/07 "О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи").

    В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" работники указанных центров были уведомлены работодателем о том, что изменяются определенные трудовым договором условия, а именно: ежегодный основной оплачиваемый отпуск устанавливается продолжительностью 28 календарных дней, а сокращенная продолжительность рабочего времени составляет 36 часов в неделю.

    Согласно части 1 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определены приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре"(зарегистрировано Минюстом России 25.02.2015 N 36204).

    Должности педагогических работников предусмотрены в номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций".

    Согласно пункту 2 раздела IV "Организации, осуществляющие обучение" приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для педагогических работников, должности которых указаны в разделе I номенклатуры должностей, работающих также в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых в соответствии со статьей 42 Федерального закона об образовании, составляет 56 дней.

    Из приведенного выше правового регулирования следует, что право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 дней и сокращенную продолжительность рабочего времени менее 36 часов в неделю имеют только педагогические работники, выполняющие обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, и состоящие в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности.

    Если у центра помощи лицензии нет, вывод о том, что право на указанный отпуск и сокращенную продолжительность рабочего времени связано с родом деятельности работника и не зависит от наличия у организации лицензии на осуществление образовательной деятельности, основано на неправильном толковании правовых актов (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 N 81-КГ17-9).

    Автор: к.ю.н, начальник отдела ФГБНУ «ФЦОЗ» З.П. Дащинская 

    Ответ дан по состоянию законодательства на 10.01.2018


    Является ли работа воспитателя (вторая половина дня) в интернатном учреждении с круглосуточным пребыванием внеурочной деятельностью?

    В соответствии с приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» основная образовательная программа начального общего образования и адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования реализуются организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности.
    Под внеурочной деятельностью согласно письму Минобрнауки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
    Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.
    Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
    Также из п. 2.9.10. приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» следует, что программа внеурочной деятельности предполагает следующие направления: спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное в таких формах, как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные практики и другие. Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу внеурочной деятельности.
    Таким образом, внеурочная деятельность предполагает реализацию образовательной программы, но в отличных от классно-урочной системы формах и направлена на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы. Если деятельность воспитателя во второй половине дня заключается в мерах по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня, то речь идет о присмотре и уходе за детьми. Как следует из п. 7 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, могут быть созданы условия для проживания обучающихся в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня.
    Ответ дан по состоянию законодательства на 24.03.2015


    Какие документы являются доказательствами режима рабочего времени в вузе?

    В соответствии с п. 7 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    В дополнение к указанной выше норме образовательного законодательства можно привести ч. 1 ст. 100 Трудового кодекса РФ, согласно которой режим рабочего времени может устанавливаться следующими документами:

    - правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями;

    - трудовым договором, если режим рабочего времени работника отличается от общих правил, установленных у данного работодателя.

    Согласно ч. 4 ст. 91 Трудового кодекса РФ работодатель обязан вести учет отработанного сотрудниками времени. В табеле содержится вся информация об использовании сотрудниками рабочего времени - о фактически отработанных часах и неотработанном времени. Табель – первичный документ, который подтверждает исполнение работником обязательств по трудовому договору. Кроме того, доказательством в суде могут служить любые локальные нормативные акты (в т.ч. и расписание занятий), которые могут свидетельствовать об исполнении трудовых обязанностей.

    Ответ дан по состоянию законодательства на 03.10.2014


    Сколько выходных дней должен иметь учитель?

    Если школа работает по пятидневной рабочей неделе, то работники имеют два выходных дня в неделю, если по шестидневной, то один. Режим работы определяется школой самостоятельно. В любом случае для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего дня – 36 часов в неделю.Если школа работает по пятидневной рабочей неделе, то работники имеют два выходных дня в неделю, если по шестидневной, то один. Режим работы определяется школой самостоятельно. В любом случае для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего дня – 36 часов в неделю. 

    Ответ дан по состоянию законодательства на 03.10.2014


    Возврат к разделу