ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

Ответы на вопросы

  • Обязательно ли проект устава университета принимать на конференции работников и студентов университета?
  • Какие последствия для администрации вуза может повлечь принятие локального акта, которым ухудшаются положение работников? И кто может отменить этот локальный акт, если администрация вуза добровольно его не отменяет?
  • Какие сведения должны быть в уставе образовательной организации?

  • Обязательно ли проект устава университета принимать на конференции работников и студентов университета?

    В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Согласно ст. 52 ГК РФ юридические лица действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями.

    Как следует из ч. 1 ст. 22 Закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. При этом, Закон об образовании не предусматривает особого порядка разработки, принятия и утверждения устава. Следовательно, устав образовательной организации утверждается в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ.

    Но некоторые особенности принятия и утверждения уставов образовательных организаций могут зависеть от организационно-правовых форм.

    Например, ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлены некоторые особенности утверждения устава бюджетных и казенных учреждений. Данная норма предусматривает, что утверждение устава бюджетного или казенного учреждения осуществляется в порядке, установленном:

    1) Правительством РФ - в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;

    2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ;

    3) местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

    Для автономных учреждений особая процедура принятия устава не предусматривается. Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» учредительным документом автономного учреждения является устав, утверждаемый его учредителем.

    Из сказанного выше следует, что проект устава образовательной организации может приниматься на конференции работников и студентов в при наличии двух условий: во-первых, организационно-правовой формой образовательной организации является форма бюджетного или казенного учреждения, во-вторых, если учредитель в лице Правительства РФ, исполнительного органа субъекта или администрации муниципального образования предусмотрел такой порядок принятия устава.

    Также гипотетически возможна ситуация, что в уставе образовательной организации учредителем была прописана подобная процедура для внесения изменений в устав или принятия нового устава.

    Ответ дан по состоянию законодательства на 16.02.2015


    Какие последствия для администрации вуза может повлечь принятие локального акта, которым ухудшаются положение работников? И кто может отменить этот локальный акт, если администрация вуза добровольно его не отменяет?

    В своем обращении автор просит разъяснить, какие последствия могут наступить для образовательной организации в случае принятия локального нормативного акта, ухудшающего положение работников образовательной организации, а также ответить на вопрос, кто может отменить такой локальный нормативный акт, если администрация образовательной организации отказывается это делать самостоятельно.

    В соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

    В случае отказа образовательной организации отменить локальный нормативный акт, ухудшающий положение работника образовательной организации, лица, считающие, что их права были нарушены, вправе обратиться в:

    — прокуратуру Российской Федерации с требованием провести проверку на предмет соответствия локального нормативного акта образовательной организации законодательству Российской Федерации и принять акт прокурорского реагирования в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;

    — обратиться в Государственную инспекцию труда с требованием провести проверку правомерности принятия локального нормативного акта и его соответствия трудовому законодательству. В соответствии с п. 5 ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации предписание Государственной инспекции труда об отмене локального нормативного акта является обязательным для исполнения;

    — обратиться в суд общей юрисдикции с требованием признать локальный нормативный акт образовательной организации противоречащим законодательству Российской Федерации и отменить его.

    Ответ дан по состоянию законодательства на 16.02.2015


    Какие сведения должны быть в уставе образовательной организации?

    По сравнению с прежним законодательством требования к уставам образовательных организаций упростились (см. ст. 13 Закона РФ «Об образовании», действовавшего до 1 сентября 2013 года).

    На сегодняшний день требования к уставу закреплены в ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

    В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:

    1) тип образовательной организации;

    2) учредитель или учредители образовательной организации;

    3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

    4) структура и компетенция органов управления образовательной организации, порядок их формирования и сроки полномочий.

    Помимо указанных сведений устав должен соответствовать требованиям ч. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которому в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

    Устав бюджетного или казенного учреждения также должен содержать наименование учреждения, указание на тип учреждения, сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов.

    Помимо сведений, напрямую указанных в обозначенных выше статьях закона об образовании и закона о некоммерческих организациях, существуют иные нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», прямо или косвенно отсылающие к уставу образовательной организации. Они перечислены ниже.

    - В образовательной организации могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации (ч. 4 ст. 26).

    - Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 5 ст. 26).

    - Образовательные организации высшего образования осуществляют научную и (или) творческую деятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров (в докторантуре). Иные образовательные организации вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами (ч. 4 ст. 28).

    - Специальные названия обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, предусматриваются уставами этих образовательных организаций (ч. 2 ст. 33).

    - Обучающимся предоставляются академические права на участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом (п. 17 ч. 1 ст. 34).

    - Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации (ч. 3 ст. 44).

    - Педагогические работники пользуются правом на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации (п. 9 ч. 3 ст. 47).

    - Научные работники образовательных организаций наряду с правами, предусмотренными законодательством о науке и государственной научно-технической политике, имеют право входить в состав коллегиальных органов управления образовательной организацией в соответствии с порядком, установленным уставом образовательной организации (п. 1 ч. 2 ст. 50).

    - В уставе определяется порядок назначения или избрания руководителя образовательной организации, исходя из тех способов, которые предусмотрены в ч. 1 ст. 51 Закона, согласно которой руководитель образовательной организации

    1) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;

    2) назначается учредителем образовательной организации;

    3) назначается Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами;

    4) назначается Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов).

    - Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации (ч. 6 ст. 51).

    - Особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством (ч. 10 ст. 51).

    - Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия определяются уставом образовательной организации высшего образования (ч. 13 ст. 51).

    - В уставе определяются права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (ч. 3 ст. 52).

    - В уставе указывается, каким образом имущество, оставшееся после ликвидации образовательной организации после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели развития образования (ч. 3 ст. 102).

    Ответ дан по состоянию законодательства на 22.07.2014


    Возврат к разделу