Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Ответы на вопросы

  • Если в рамках одного направления подготовки выделены контрольные цифры приема и в академический, и в прикладной бакалавриат, может ли вуз организовать отдельные конкурсы?
  • Можно ли отказаться от возмещения затрат в связи с реализацией программ общего образования, в том случае если установленный региональный норматив не покрывает расходов образовательной организации?
  • Какие формы дошкольного образования могут существовать в рамках негосударственного сектора? Предусмотрены ли меры поддержки для предпринимателей, осуществляющих деятельность в этой сфере?

  • Если в рамках одного направления подготовки выделены контрольные цифры приема и в академический, и в прикладной бакалавриат, может ли вуз организовать отдельные конкурсы?

    В своем обращении автор просит разъяснить, может ли образовательная организация высшего образования организовать отдельные конкурсы, если в рамках одного направления подготовки выделены контрольные цифры приема и в академический, и в прикладной бакалавриат.

    В соответствии с п. 5 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 года № 839 прием на обучение осуществляется на места в рамках контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и на места по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц.

    Законодательство об образовании, включая Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и указанный Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации, не содержит препятствий для проведения отдельных конкурсов, если контрольные цифры в рамках одного направления подготовки выделены в академический и прикладной бакалавриат. Выбор — проводить отдельные конкурсы или единый конкурс в академический и прикладной бакалавриат в рамках одного направления подготовки — определяет самостоятельно образовательная организация высшего образования.

    Таким образом, проведение отдельных конкурсов, если в рамках одного направления подготовки выделены контрольные цифры в академический и в прикладной бакалавриат, возможно по усмотрению университета.

    Ответ дан по состоянию законодательства на 18.02.2015

    Можно ли отказаться от возмещения затрат в связи с реализацией программ общего образования, в том случае если установленный региональный норматив не покрывает расходов образовательной организации?

    В соответствии со статьей 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами. Соответствующие нормативы устанавливаются нормативным правовым актом каждого субъекта.

    Действительно, в определенных случаях (например, при низкой наполняемости классов, при специфическом контингенте обучающихся) региональный норматив может быть значительно ниже реальных затрат на реализацию образовательной программы и невыгоден образовательной организации. В данной ситуации администрация образовательной организации имеет право принять решение об отказе от субсидии, поскольку получение возмещения согласно Федеральному закону составляет право, а не обязанность организации. В случае отказа от возмещения затрат частная образовательная организация переводит обучение целиком на платную основу по договорам, заключаемым с родителями (законными представителями) обучающихся.


    Ответ дан по состоянию законодательства на 24.06.2014

    Какие формы дошкольного образования могут существовать в рамках негосударственного сектора? Предусмотрены ли меры поддержки для предпринимателей, осуществляющих деятельность в этой сфере?

    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» разделил функции по предоставлению бесплатного общедоступного дошкольного образования и функции по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций (в форме индивидуальной деятельности, в дошкольных группах присмотра и ухода на базе родительских сообществ, в семейных дошкольных группах и иных формах).В целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в части обеспечения доступности дошкольного образования, политика в сфере образования направлена на развитие вариативных, негосударственных форм дошкольного образования, на увеличение места негосударственного сектора в предоставлении услуг дошкольного образования, что в конечном счете должно способствовать обеспечению высокого качества услуг дошкольного образования. Особенно актуально развитие указанной деятельности в отношении детей в возрасте от 0 до 3 лет, когда присмотр и уход за детьми представляет особую трудность для одиноких родителей. Региональными программами развития образования, как правило, предусмотрены меры по поддержке субъектов малого предпринимательства в сфере дошкольного образования; привлечению частных инвесторов в создание дошкольных организаций; созданию системы налоговых льгот для частных предпринимателей в сфере дошкольного образования.

    Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 08-1049 «Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми» определены основные формы присмотра и ухода за детьми в рамках негосударственного сектора, являющиеся в настоящее время апробированными на практике и признанные перспективными. Так, среди форм предоставления услуг по присмотру и уходу, получающих все большее распространение в настоящее время, названа деятельность индивидуальных предпринимателей в этой сфере. Перспективным представляется развитие формы, которая предусматривает присмотр и уход за детьми, реализуемый индивидуальным предпринимателем в жилых или приспособленных помещениях, расположенных в непосредственной близости от дошкольных образовательных учреждений (семейные клубы, детские центры, домашние детские сады и т.д.).

    При развитии форм присмотра и ухода за детьми, осуществляемых ИП, должны учитываться существующие механизмы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере дошкольного образования. В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляется поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в сфере дошкольного образования. Данная поддержка включает в себя предоставление субъектами Российской Федерации малому и среднего бизнесу субсидий из федерального и регионального бюджетов в рамках региональных программ развития малого и среднего предпринимательства. Порядок предоставления субсидий субъектам Российской Федерации для реализации мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства». Реализацию мероприятий, а также оказание прямой финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляет уполномоченный орган субъекта Российской Федерации.

    Ответ дан по состоянию законодательства на 24.06.2014

    Возврат к разделу