Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Ответы на вопросы

  • Какие изменения произошли в требованиях к содержанию дополнительных профессиональных программ? Будут ли утверждены государственные требования или определение содержания ДПО полностью остается на усмотрение образовательной организации?

  • Какие изменения произошли в требованиях к содержанию дополнительных профессиональных программ? Будут ли утверждены государственные требования или определение содержания ДПО полностью остается на усмотрение образовательной организации?

    Ранее требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ были утверждены приказом Минобразования России от 18 июня 1997 г. № 1221, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 января 2013 г. № 10 «О федеральных государственных требованиях к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников».

    В связи со вступлением в силу ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ данные требования утратили силу, поскольку новым законом установление федеральных государственных требований к дополнительным профессиональными программам не предусмотрено. Вместе с тем, обращаем внимание на то, что федеральные государственные требования действуют в отношении содержания дополнительных предпрофессиональных программ.

    В соответствии с ч. 6 ст. 76 Закона об образовании содержание дополнительного профессионального образования определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, если иное не установлено законодательством РФ. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

    Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499. В соответствии с указанным документом в структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

    В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть представлены: характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации; характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.

    Формы обучения и сроки освоения ДПО определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

    Закон об образовании устанавливает ряд исключений в отношении следующих ДПО, по которым предусмотрена разработка примерных и типовых программ:

    - типовые дополнительные профессиональные программы в области международных автомобильных перевозок утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (ч. 7 ст. 76);

    - примерные дополнительные профессиональные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка разрабатываются и утверждаются федеральным государственным органом, в интересах которого осуществляется профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование (ч. 3 ст. 81);

    - примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 3 ст. 82);

    - типовые основные программы профессионального обучения и типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (ч. 3 ст. 85).

    Помимо этого, частью 8 ст. 76 Закона об образовании установлен специальный порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности. Во-первых, указанный порядок устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Во-вторых, согласовывается с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.


    Ответ дан по состоянию законодательства на 16.05.2014

    Возврат к разделу