Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Ответы на вопросы

  • Может ли ООО проводить развивающие занятия с дошкольниками без лицензии? У нас нет определенной программы и мы не выдаем никаких дипломов и документов о прослушанном курсе.
  • Имеет ли право лицензирующий орган отказать лицензиату в переоформлении лицензии в связи с изменением наименования образовательного учреждения, если наименование не соответствует требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»?
  • Может ли наш университет вести образовательную деятельность по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки со сроком освоения от 16 часов и от 250 часов соответственно без переоформления действующей лицензии?
  • Является ли деятельность по тестированию иностранных граждан по русскому языку как иностранному языку образовательной деятельностью и подлежит ли такая деятельность лицензированию?
  • Каким образом осуществляется лицензирование и аккредитация дополнительных профессиональных программ в соответствии с новым законом об образовании?
  • Согласно новому закону, необходимо ли получать лицензию в случае проведения лекций или другой подобной деятельности, если она носит непостоянный, разовый характер?
  • Надлежит ли лицензировать образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам в случае, если в школе планируется создание различных секций и кружков для детей?

  • Может ли ООО проводить развивающие занятия с дошкольниками без лицензии? У нас нет определенной программы и мы не выдаем никаких дипломов и документов о прослушанном курсе.
    Получение лицензии необходимо. Как показывает анализ законодательства и судебной практики, в отношении деятельности по присмотру и уходу за детьми действуют иные критерии отнесения ее к образовательной деятельности, поскольку в любом случае на уровне дошкольного образования не предусмотрена выдача документа об образовании.

     В соответствии со ст. 31 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) Ваша организация будет относиться к «организациям, осуществляющим обучение». Согласно ч. 5 указанной статьи, «иные юридические лица» (то есть, не обязательно строго некоммерческие организации) вправе осуществлять образовательную деятельность по программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам.

     Описание дошкольных образовательных программ содержится в ст. 64 Закона об образовании. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

     Как видно из представленного описания, любые программы развития для дошкольников подпадают под понятия дошкольного образования. При этом выдача документа об образовании или проведение итоговой аттестации не является характеризующим признаком. Более того, деятельность по организации досуга детей дошкольного возраста и иных развивающих занятий, как правило, может быть отнесена судом к деятельности по предоставлению дополнительных образовательных программ. В соответствии со ст. 75 Закона об образовании дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Таким образом, практически любая деятельность по организации развивающих занятий с детьми дошкольного возраста будет подпадать либо под широкое определение деятельности по реализации дошкольного образования, либо деятельности по предоставлению дополнительного образования для детей.

    Данный вывод подтверждается материалами судебной практики. После вступления в силу Закона об образовании суды все чаще признают деятельность по организации присмотра и ухода за детьми, находящимися в группах дневного пребывания, а также воспитательную деятельность, занятия в форме игр и т.д. в качестве образовательной деятельности, то есть подлежащей лицензированию (см. Решение Арбитражного Суда Свердловской области от 16 июня 2014 г. по делу № А60-15308/2014). 

    Аналогичное решение было принято ФАС Уральского округа. В Постановлении от 16 декабря 2010 г. № Ф09-10294/10-С1 суд пришел к выводу о том, что общество, являясь дошкольным образовательным учреждением, обеспечивая содержание и воспитание детей дошкольного возраста, развивая их способности и навыки в рамках программы дошкольного образования, осуществляет образовательную деятельность, требующую лицензирования. При этом соответствующая лицензия у общества отсутствует. Следовательно, вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения установлена и подтверждена соответствующими доказательствами.

     До вступления в силу Закона об образовании суды были склонны к разделению деятельности по уходу за детьми, не подлежащей лицензированию, и деятельности по обучению и развитию детей дошкольного возраста. Последняя признавалась судами образовательной и, соответственно, подлежащей лицензированию. Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 19 июля 2010 г. № Ф09-5502/10-С1 деятельность детского центра развития личности была признана не соответствующей критериям образовательной деятельности. Суд пришел к выводу, что такая деятельность фактически является деятельностью по содержанию детей, которая не подлежит лицензированию. Суд указал, что названная деятельность может быть признана оказанием услуг по организации досуга детей дошкольного возраста, что не относится к образовательным услугам, несмотря на использование при содержании детей отдельных элементов соответствующих образовательных программ.
    Аналогичный вывод был сделан данным судом в отношении деятельности по содержанию и присмотру за детьми в возрасте от 3 до 7 лет (кормление, сон, прогулки, игровая деятельность) с использованием отдельных элементов обучения на основе образовательной программы «Детство» (см. Постановление ФАС Уральского округа от 4 октября 2010 г. № Ф09-7672/10-С5). В данном решении суд пришел к выводу, что дошкольное образование и содержание детей являются различными и самостоятельными видами деятельности дошкольного образования. Услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях не указаны в числе видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», и не соответствуют понятию «образование», установленному в Законе РФ «Об образовании».

    Тот же суд признал не относящейся к образовательной деятельность по обеспечению нахождения в течение дня малолетних детей в отсутствие родителей под присмотром работников группы, которыми оказывались необходимые бытовые функции помощи ребенку, обеспечивались выполнение режима, а также принимались меры к созданию безопасных для жизни и здоровья ребенка условий. По мнению суда, данная деятельность свидетельствует о содержании детей в группе ухода и присмотра, а не о предоставлении образовательных услуг. Факт проведения с детьми занятий в форме организации игровой деятельности, рисования, лепки подтверждает также об осуществлении воспитательных, а не образовательных функций, поскольку результатом таких занятий не может являться систематизированное приобретение ребенком тех или иных навыков по определенной программе (см. Постановление ФАС Уральского округа от 30 июня 2010 г. № Ф09-5036/10-С1)

    Напомним, что последние три решения все приняты одним судом, который впоследствии изменил свою правовую позицию по данному вопросу, и до вступления в силу нового Закона об образовании, поэтому не являются надежным индикатором постоянства судебной практики по вопросу отнесения деятельности по содержанию и уходу за детьми дошкольного возраста к образовательной деятельности.
    Таким образом, текущее правое регулирование и судебная практика сходятся в понимании деятельности по работе с детьми дошкольного возраста как к образовательной деятельности. Следовательно, лицензия необходима. Получение образовательной лицензии для данного вида деятельности допускается для коммерческих организаций, таких как общество с ограниченной ответственностью. Такая организация относится к категории «организации, осуществляющей обучение», то есть оказывающей образовательные услуги в дополнение к основной деятельности (ст. 31 Закона об образовании).

    Отсутствие документа об образовании не является характеризующим критерием, поскольку в соответствии с п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014, освоение образовательных программ дошкольного образования в любом случае не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

    В заключении, еще одно важное требование. В соответствии с ч. 6 ст. 12 Закона об образовании образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. Таким образом, для осуществления развивающей работы с детьми необходимо разработать свою программу. Это требование закреплено также в приказе Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

    Ответ дан по состоянию законодательства на 29.08.2016

    Имеет ли право лицензирующий орган отказать лицензиату в переоформлении лицензии в связи с изменением наименования образовательного учреждения, если наименование не соответствует требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»?

    В своем обращении автор просит разъяснить, вправе ли лицензирующий орган отказать лицензиату в переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности, если наименование образовательной организации не соответствует требованиям Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).

    В соответствии с общими положениями о лицензировании отдельных видов деятельности (ч. 7 ст. 14 и ч. 19 ст. 18 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») основанием для отказа в переоформлении лицензии является:

    во-первых, наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

    во-вторых, установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.

    В соответствии с ч. 12 ст. 91 Закона об образовании лицензирующий орган принимает решение о возврате соискателю лицензии или лицензиату заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата наряду с установленными законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности случаями при наличии одного из следующих оснований:

    1) лицензирование образовательной деятельности соискателя лицензии или лицензиата не отнесено к компетенции лицензирующего органа;

    2) для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые соискатель лицензии или лицензиат не вправе реализовывать;

    3) наличие у лицензиата неисполненного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования.

    Как следует из указанных положений, к числу лицензионных требований наличие наименования образовательной организации, соответствующего законодательству Российской Федерации об образовании, не относится.

    Таким образом, указание в заявлении на переоформление лицензии на осуществление образовательной деятельности наименования образовательной организации, не соответствующего Закону об образовании не является основанием для принятия решения о возврате заявления о предоставлении лицензии, за исключением случая, когда лицензиату уже было выдано предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации об образовании в его наименовании. 

    Ответ дан по состоянию законодательства на 18.02.2015

    Может ли наш университет вести образовательную деятельность по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки со сроком освоения от 16 часов и от 250 часов соответственно без переоформления действующей лицензии?
    Вопрос: в п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам указан минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации – не менее 16 часов, срок освоения программ профессиональной переподготовки – не менее 250 часов. Действующая лицензия образовательной организации, выданная до 1 сентября 2015 года, дает право осуществления образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования: повышение квалификации по профилю основных образовательных программ вуза (нормативный срок освоения от 72 до 500 часов); профессиональная переподготовка по профилю основных образовательных программ вуза (свыше 500 часов). Просьба разъяснить, может ли наш университет вести образовательную деятельность по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки со сроком освоения от 16 часов и от 250 часов соответственно без переоформления действующей лицензии.

    Ответ: В своем обращении автор просит разъяснить, вправе ли образовательная организация высшего образования реализовывать дополнительные профессиональные программы со сроком освоения от 16 часов (программы повышения квалификации) и от 250 часов (программы профессиональной переподготовки) без переоформления действующей лицензии, не переоформляя лицензию на осуществление образовательной деятельности по реализации данных образовательных программ.
    Согласно п. 12 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 года № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.
    Тем не менее, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам определены минимально допустимые сроки освоения программ: повышения квалификации – не менее 16 часов, профессиональной переподготовки – не менее 250 часов.
    Ранее минимально допустимый срок реализации дополнительных профессиональных программ ранее был установлен Типовым положением «Об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 610.
    Однако в настоящее время на основании ч. 5 ст. 111 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) данные положения не применяются как противоречащие Закону об образовании.
    Согласно ч. 4 ст. 91 Закона об образовании лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложения, являющееся ее неотъемлемой частью.
    В приложении к лицензии в части дополнительного профессионального образования указывается только подвид дополнительного образования («дополнительное профессиональное образование»). Указание сроков освоения программы или конкретных видов (наименований) дополнительных профессиональных программ ни Законом об образовании, ни Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» не предусматривается.
    Таким образом, Ваша образовательная организация высшего образования вправе продолжать осуществление образовательной деятельности по реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования с учетом изменения минимально допустимых сроков освоения данных образовательных программ.
    Тем не менее, в соответствии с ч. 9 ст. 108 Закона об образовании в целях приведения образовательной деятельности в соответствие с Законом об образовании ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности следует переоформить до 1 января 2016 года.
    Ответ дан по состоянию законодательства на 18.02.2015

    Является ли деятельность по тестированию иностранных граждан по русскому языку как иностранному языку образовательной деятельностью и подлежит ли такая деятельность лицензированию?

    Пунктом «д» ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приёме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица владеют русским языком. Порядок определения уровня знаний русского языка установлен Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждённым Указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 (далее — Положение).

    Иностранные граждане и лица без гражданства при подаче ими заявления о приёме в гражданство Российской Федерации представляют сертификат о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку (в объёме не ниже базового уровня владения русским языком), выданный образовательной организацией на территории Российской Федерации или за рубежом, которая включена в определяемый Министерством образования и науки Российской Федерации перечень образовательных организаций, проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному языку (абз. 10 п. 10 Положения).

    В силу п. 17 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под образовательной деятельностью понимается деятельность по реализации образовательных программ. Образовательная программа, как это предусмотрено п. 9 той же статьи, представляет собой комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

    Между тем из Порядка проведения государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 18 июня 2014 г. № 667 (далее — Порядок), следует, что проведение названного тестирования само по себе не может считаться реализацией образовательной программы.

    Согласно п. 2 Порядка тестирование проводится в целях определения уровня владения и степени сформированности у иностранного гражданина коммуникативной компетенции по русскому языку как иностранному языку в соответствии с уровнями владения русским языком как иностранным языком и требованиями к ним. Следовательно, это тестирование не может считаться комплексом основных характеристик образования, организационно-педагогических условий и форм аттестации, т. е. не отвечает определению образовательной программы. Соответственно, деятельность по проведению такого тестирования не может считаться образовательной деятельностью. Норма п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» о лицензировании образовательной деятельности в данном случае применению не подлежит.

    Изложенное подтверждается и тем, что Положение о лицензировании образовательной деятельности, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966, не предусматривает лицензирования деятельности по проведению названного тестирования.

    Такая позиция подтверждается и судебной практикой (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.10.2014 по делу № А02-169/2014).

    Ответ дан по состоянию законодательства на 16.02.2015

    Каким образом осуществляется лицензирование и аккредитация дополнительных профессиональных программ в соответствии с новым законом об образовании?

    Согласно ч. 7 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, осуществляют образовательную деятельность на основании лицензий на осуществление образовательной деятельности, выданных им до дня вступления в силу данного Федерального закона. Вместе с тем, в целях приведения образовательной деятельности в соответствие с Законом об образовании ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются до 1 января 2016 года.

    В соответствии с ч. 1 ст. 91 Закона об образовании лицензирование образовательной деятельности осуществляется по подвидам дополнительного образования. В соответствии с ч. 6 ст. 10 Закона об образовании дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

    Частью 4 ст. 91 Закона об образовании установлено, что в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам должен указываться только подвид дополнительного образования (а не перечень конкретных дополнительных профессиональных программ). Обращаем внимание и на то, что для дополнительного профессионального образования исключено требование об указании в приложении к лицензии сведений об адресах мест осуществления образовательной деятельности. Таким образом, организации, осуществляющие образовательную деятельность на основании ранее выданных лицензий, вправе реализовывать и иные, не указанные в лицензии программы дополнительного профессионального образования, а также осуществлять образовательную деятельность по таким программам в иных местах осуществления образовательной деятельности, не указанным в лицензии без дополнительного лицензирования новых образовательных программ и новых мест осуществления образовательной деятельности.

    Государственная аккредитация образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам Законом об образовании не предусмотрена, поэтому выданные до вступления в силу Закона об образовании свидетельства о государственной аккредитации в отношении дополнительных профессиональных образовательных программ признаются недействующими.

    Ответ дан по состоянию законодательства на 16.05.2014

    Согласно новому закону, необходимо ли получать лицензию в случае проведения лекций или другой подобной деятельности, если она носит непостоянный, разовый характер?

    В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не каждая деятельность, имеющая обучающую направленность признается образовательной. В соответствии с п. 17 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность – это деятельность по реализации образовательных программ. В случае, если в процессе разовых лекций и подобной им деятельности образовательные программы не реализуются - такая деятельность не подлежит лицензированию.

    Данный вывод обосновывается также нормами Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966. Указанным Положением определен перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ, подлежащих лицензированию, в который не включается деятельность разового характера. Таким образом, принятие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» никак не изменило предусмотренный ранее действовавшим законодательством порядок проведения разовых лекций и тому подобной деятельности без прохождения процедуры лицензирования.

    В соответствии со ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных Федеральным законом. В ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» указано, что лицензия действует бессрочно. Специальное повторение данной общей правовой нормы в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» не требуется. Схема конструирования нормативных актов предполагает, что общее правовое регулирование процесса лицензирования определяется в законе о лицензировании, в свою очередь Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» содержит лишь специальные правовые нормы, характерные для лицензирования в области образования.

    Ответ дан по состоянию законодательства на 16.05.2014

    Надлежит ли лицензировать образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам в случае, если в школе планируется создание различных секций и кружков для детей?

    В соответствии с ч. 1 ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

    Сущность кружковой деятельности и деятельности секций в общеобразовательной организации укладывается в понятие дополнительного образования детей, которое определено частью 1 статьи 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» как образование, направленное на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

    Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам подлежит лицензированию.

    При этом, надо учитывать, что согласно ч. 4 ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в приложении к лицензии не перечисляются конкретные виды дополнительных общеобразовательных программ с указанием направленности, а указываются сведения в целом о подвиде дополнительного образования, в рассматриваемом случае - дополнительном образовании детей и взрослых.

    Ответ дан по состоянию законодательства на 16.05.2014

    Возврат к разделу