ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

Ответы на вопросы

  • Вправе ли совет обучающихся участвовать в управлении образовательной организацией по новому закону об образовании?
  • Является ли мнение совета обучающихся обязательным при решении вопросов, входящих в его компетенцию? Каким образом должно учитываться мнение обучающихся, если специальный орган (совет) не создан?
  • Обязан ли педагог вести электронный дневник в сельской школе, где обеспечение интернетом оставляет желать лучшего? Какими нормативными актами регулируется этот процесс?

  • Вправе ли совет обучающихся участвовать в управлении образовательной организацией по новому закону об образовании?

    Статьей 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривается, что управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. В ч. 4 ст. 26 Федерального закона говорится, что в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

    Частью 6 статьи 26 Федерального закона предусмотрено, что в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

    1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы;

    2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации.

    Указанные формы объединений обучающихся создаются для учета их мнения при решении конкретных вопросов, указанных в Федеральном законе. Основными случаями, когда учитывается мнение обучающихся является принятие локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации и выбор меры дисциплинарного взыскания.

    Кроме того, учитывается мнение студенческих советов при назначении стипендий (ч. 8 ст. 36), выплаты материальной поддержки обучающимся (ч. 15 ст. 36), установление размера платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии (ч. 3 ст. 39).

    Указанные советы в перечисленных случаях не будут являться органами управления, так как последние действуют от имени самой организации, а не от имени обучающихся. Поскольку перечень органов управления, содержащийся в Федеральном законе является открытым, существует  возможность создать отдельный коллегиальный орган управления, состоящий из обучающихся и их родителей (законных представителей) либо включить указанных лиц в состав коллегиального органа управления. В таком случае структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации.


    Ответ дан по состоянию законодательства на 01.06.2014


    Является ли мнение совета обучающихся обязательным при решении вопросов, входящих в его компетенцию? Каким образом должно учитываться мнение обучающихся, если специальный орган (совет) не создан?

    В соответствии с ч. 3 ст. 30, ч. 7 ст. 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана учесть мнение советов обучающихся (при их наличии) при принятии локальных нормативных актов, либо при выборе меры дисциплинарного взыскания. Данные полномочия советов определены непосредственно в новом законе. Однако, их перечень не является исчерпывающим. Иные случаи могут быть предусмотрены локальными нормативными актами образовательной организации.

    Тем не менее, мнение учитывается при принятии решения администрацией образовательной организацией, а не принимается ей к исполнению. Образовательная организация обязательно рассматривает суть указанного мнения, однако, окончательное решение остается за администрацией. При этом образовательные организации могут предусмотреть исключения в части установления требований обязательности получения согласия советов обучающихся в определенных локальными нормативными актами случаях.

    Федеральным законом предусмотрено, что порядок учета мнения может быть установлен только на уровне самой образовательной организации локальным нормативным актом данной организации. Создание советов обучающихся не является обязательным. Поскольку они создаются по инициативе самих обучающихся, их родителей (законных представителей), то совет обучающихся может быть как создан, так и не создан. В том случае если в образовательной организации совет обучающихся не создан, мнение этих обучающихся не может быть учтено.

    При создании советов обучающихся следует руководствоваться Письмом Минобрнауки от 14 февраля 2014 г. № ВК-262/09 «О методических рекомендациях о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях». В соответствии с указанным документом Совет обучающихся действует на основании Положения о совете обучающихся образовательной организации, принимаемого на конференции обучающихся образовательной организации или на собрании студенческих объединений образовательных организаций.

    Инициатива создания Совета обучающихся может быть выражена путем соответствующего решения организации, объединяющей более 50% обучающихся образовательной организации или совместным решением организаций, объединяющих более 50% обучающихся образовательной организации, а также желанием не менее 5% обучающихся очной формы обучения, представляющих все направления подготовки (специальности), реализующиеся в образовательной организации, выраженное подписью обучающегося в подписном листе. Руководитель образовательной организации в течение 10 дней с даты уведомления об инициативе создания Совета обучающихся информирует обучающихся образовательной организации о наличии вышеуказанной инициативы на официальном сайте образовательной организации.


    Ответ дан по состоянию законодательства на 01.06.2014


    Обязан ли педагог вести электронный дневник в сельской школе, где обеспечение интернетом оставляет желать лучшего? Какими нормативными актами регулируется этот процесс?

    Процесс по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде начат уже давно. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» предусмотрен переход образовательных организаций к предоставлению информации о текущей успеваемости учащегося, ведения электронного дневника и электронного журнала успеваемости до января 2014 года.

    Во исполнение решения заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 30 декабря 2010 года Министерством образования и науки Российской Федерации были разработаны Методические рекомендации и единые минимальные требования к системам ведения журналов успеваемости учащихся в электронном виде в образовательных учреждениях в Российской Федерации, которые содержат помимо прочего, требования к техническому и программному обеспечению ведения этих журналов.

    При решении вопроса об обязательности/необязательности ведения электронных дневников в конкретной образовательной организации необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами, принятыми окружным или муниципальным управлением образования, в ведении которого находится образовательная организация. В том случае, если на указанном уровне принят специальный приказ, обязывающий подведомственные образовательные организации вести электронные журналы успеваемости обучающихся и электронные дневники, образовательная организация обязана разработать локальный нормативный акт по их ведению. Данным документом непосредственно руководствуются педагогические работники. При этом в образовательной организации должны быть созданы все условия для ведения электронных журналов (обеспечение ресурсами сети «Интернет», компьютерами и т.д.).


    Ответ дан по состоянию законодательства на 16.05.2014


    Возврат к разделу