Принятый закон направлен на урегулирование вопросов обеспечения прав граждан Российской Федерации на добровольное изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации.
Изменения направлены на установление законодательной позиции, которая заключается в том, что преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации осуществляется на добровольной основе не в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации, а право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации реализуется в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, с учетом потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). Кроме того, учет мнения обучающихся и их родителей (законных представителей) при выборе языка обучения и воспитания, изучаемого родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик Российской Федерации должен осуществляться на основании письменных заявлений родителей (законных представителей).
Рассматриваемые изменения призваны сохранить баланс реализации конституционного права граждан на свободный выбор языка воспитания и обучения, возможности изучения государственных языков республик, предусмотренного законодательством Российской Федерации, и избежать неоднозначной трактовки положений законодательства в правоприменительной практике.
Федеральным законом приняты изменения в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2017 г. № 18-П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования городской округ город Сибай Республики Башкортостан" (далее - Постановление Конституционного Суда).
Постановлением Конституционного Суда было установлено, что часть 2 статьи 40 Федерального закона не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 130 (часть 1) и 133 в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования она возлагает на муниципальный район или городской округ - учредителя образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы, в которой обучаются лица, проживающие в другом муниципальном районе или городском округе, организацию их бесплатной перевозки до образовательной организации и обратно за счет средств своего бюджета - без предоставления ему средств из бюджетов вышестоящих уровней бюджетной системы или без компенсации соответствующих расходов из бюджета муниципального района или городского округа, в котором проживают обучающиеся, - если необходимость их зачисления в данную образовательную организацию обусловлена тем, что на территории муниципального района или городского округа, где проживают эти лица, возможность осуществления ими конституционного права на получение общедоступного и бесплатного основного общего образования с точки зрения обеспечения территориальной доступности образовательных организаций существенно затруднена или не может быть обеспечена.
В связи с этим обязанность организации бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, была возложена на муниципальный район или городской округ, на территории которого существенно затруднена или не может быть обеспечена территориальная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся.
Принятый закон предусматривает внесение изменений в Федеральный закон, направленных на совершенствование механизмов целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и установление особенностей приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования.
Статья 56 Федерального закона теперь излагается в новой редакции, посвященной исключительно целевому обучению. Понятие целевого приема трансформируется в понятие приема на целевое обучение и определяется как особенность приема на обучение по образовательным программам высшего образования. С учетом этого Федеральный закон дополнен новой статьей 71.1, устанавливающей положения по приему на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Перечень заказчиков целевого обучения расширен за счёт категории индивидуальных предпринимателей.
В число существенных условий договора о целевом обучении включено обязательство гражданина по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении, что призвано обеспечить защиту интересов работодателя в случае отчисления гражданина из образовательной организации ранее завершения срока освоения основной образовательной программы.
Также введена новая норма об установлении в договоре о целевом обучении срока осуществления трудовой деятельности в организации, определенной указанным договором, но не менее 3 лет, и срока трудоустройства в эту организацию.
При определении размера штрафных санкций за неисполнение условий договора о целевом обучении новая редакция Федерального закона ограничивается возмещением заказчику целевого обучения в полном объеме расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, не взимая двукратного штрафа, как это было в ранее действующей редакции. Соответствующая мера призвана повысить привлекательность механизма целевого обучения со стороны граждан.
При этом ответственность заказчика целевого обучения за нетрудоустройство гражданина устанавливается не как в предыдущей редакции Федерального закона - двукратно размеру мер социальной поддержки, а уже в сумме, равной трехкратной величине среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте Российской Федерации, на территории которого должен был быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении. Такой расчет компенсации является более целесообразным, учитывая большую вариативность мер социальной поддержки и возникновение ответственности именно в отношении вопросов трудоустройства.
Новой статьей 71.1 устанавливается, что граждане, которые заключили договор целевого обучения, имеют право на прием на целевое обучение при условии, что указанный договор заключен с заказчиком, который относится к определенным категориям. Перечень указанных категорий дополняется по сравнению с перечнем, установленным Федеральным законом, такими категориями, как:
организации, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса;
акционерные общества, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;
дочерние хозяйственные общества государственных компаний, хозяйственных обществ, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, акционерных обществ, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;
организации, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям в соответствии с положениями федеральных законов об указанных корпорациях.
Прием на целевое обучение осуществляется по специальностям, направлениям подготовки, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, и в пределах квоты, которая устанавливается с учетом потребностей экономики Российской Федерации в квалифицированных кадрах.
Правительство Российской Федерации также наделяется правом устанавливать указанную квоту по конкретным специальностям, направлениям подготовки высшего образования с указанием перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.
Учитывая установленное частью 3 статьи 43 Конституции Российской Федерации право гражданина на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования, законодательные изменения направлены на закрепление возможности приема в рамках установленной квоты только по тем специальностям и направлениям подготовки, которые реально востребованы экономикой субъектов Российской Федерации и где имеющийся дефицит кадров не может быть восполнен рынком труда самостоятельно.
К ответственности, возникающей в случае неисполнения обязательств в рамках договора целевого обучения, при использовании механизма приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджета дополнительно предусматривается штраф в размере расходов на обучение гражданина соответствующего бюджета, за счет средств которых обучается гражданин, в случае соответствующего неисполнения обязательств гражданином или заказчиком целевого обучения. Штраф направляется на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования.
Таким образом, новые меры устанавливают ответственность субъектов целевого обучения не только друг перед другом, но и перед соответствующим бюджетом, средства которого израсходованы на обучение гражданина.
Рассматриваемые изменения вступают в силу с 1 января 2019 года и не будут распространяться на правоотношения, возникшие из договоров о целевом приеме и договоров о целевом обучении, заключенных до 1 января 2019 года.
В целях совершенствования организации работы в Следственном комитете Российской Федерации, связанной с назначением именных стипендий обучающимся учреждены двенадцать ежегодных именных стипендий в размере 3 000 рублей в месяц каждая.
Кандидаты на получение именных стипендий выдвигаются учеными советами образовательных организаций из числа обучающихся по образовательным программам высшего образования - программам специалитета, программам магистратуры, начиная со второго курса обучения.
Утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Экспертиза проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения, в том числе при мониторинге их применения.
Экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов Министерства:
затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина;
устанавливающие правовой статус организаций;
имеющие межведомственный характер.
Экспертизу проводит Департамент правового обеспечения деятельности Министерства или Департаментом нормативно-правового регулирования науки и образования при проведении ими в пределах своей компетенции правовой экспертизы указанных проектов.
Утвержден Порядок, который устанавливает правила представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в Минобрнауки России и его территориальных органах, и федеральными государственными гражданскими служащими сведений о своих доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов и несовершеннолетних детей.
Сведения о доходах представляют граждане, претендующие на замещение должностей гражданской службы, действующие гражданские служащие и гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы, не предусмотренные Перечнями должностей.
Утвержденный Порядок устанавливает правила представления гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Минобрнауки России и работниками, замещающими должности в подведомственных организациях, сведений о своих доходах и расходах супруг и несовершеннолетних детей.
Сведения о доходах представляют граждане, претендующие на замещение должностей и работники замещающие должности в подведомственных организациях.
Утвержденным Положением определен порядок формирования и деятельности Комиссии Минобрнауки России по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Комиссия рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и требований об урегулировании конфликта интересов, в отношении гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в Министерстве и работников подведомственных организаций.
Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.
Настоящим приказом предписано учредить 12 именных стипендий студентам и аспирантам образовательных организаций, находящихся в ведении ФТС России, в размере 2000 рублей каждая для студентов и 4000 рублей каждая для аспирантов.
Именные стипендии выплачиваются студентам и аспирантам второго и последующих курсов образовательных организаций, находящихся в ведении ФТС России, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, имеющим только оценки "отлично" по итогам двух следующих друг за другом промежуточных аттестаций, предшествующих назначению именной стипендии, активно участвующим в научно-исследовательской работе, спортивной или творческой деятельности и не имеющим дисциплинарных взысканий.
В утвержденный Перечень включена информация о дате создания образовательной организации и ее истории, об учредителе, о месте нахождения образовательной организации, ее филиалов и представительств, контактных телефонах и об адресах электронной почты, о структуре и об органах управления образовательной организации, об уровне образования, о формах обучения, о нормативном сроке обучения, о реализуемых образовательных программах и т.д.
Также, Порядком определены правила размещения и обновления информации в открытых информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте ФТС России.
В соответствии с внесенными изменениями, из Перечня организаций подведомственных Минобрнауки России исключены Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт управления образованием Российской академии образования" и Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт стратегии развития образования Российской академии образования".
Перечень организаций, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации дополнен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Институт управления образованием Российской академии образования" и Федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Институт стратегии развития образования Российской академии образования".
В соответствии с утвержденным Регламентом, контрольные мероприятия в отношении территориальных органов и организаций, подведомственных Минобрнауки России, организуются в целях получения достоверной информации о деятельности и осуществляются методами проверки и ревизии.
Основными задачами проверок является определение соответствия деятельности объектов проверки положениям законодательных актов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Минобрнауки России, выявление недостатков, нарушений и упущений в деятельности объектов проверки, формирование рекомендаций, направленных на их устранение, экспертный анализ, мониторинг, изучение, обобщение и распространение положительного опыта, прогрессивных форм и методов деятельности объектов проверки, оказание методической и практической помощи в повышении эффективности деятельности объектов проверки, включая организацию внутреннего финансового контроля объектов проверок.
Проверки проводятся в виде плановых и внеплановых проверок.
Настоящим приказом утверждены Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, подведомственной Минобрнауки России.
Аттестации подлежат кандидаты на должность руководителя образовательной организации, руководители образовательных организаций.
Аттестации не подлежат руководители образовательных организаций, проработавшие в занимаемой должности менее одного года, беременные женщины, женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Аттестация лица, назначенного временно исполняющим обязанности руководителя, не проводится.
В соответствии с утвержденным Порядком, конкурсная комиссия для проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в центральном аппарате Минобрнауки России и в территориальных органах Минобрнауки России действует на постоянной основе.
В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и уполномоченные им государственные гражданские служащие, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, привлекаемые в качестве независимых экспертов.
Заседание конкурсной комиссии проводится по мере необходимости в случае издания приказа о проведении конкурса.
Утвержденный Порядок регламентирует вопросы определения должностных окладов руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных казенных дошкольных образовательных учреждений, находящихся в ведении ФСО России.
Критериями для определения должностных окладов являются группы по оплате труда в зависимости от показателей для отнесения должностей руководителей учреждений к группам по оплате труда.
Руководителям, их заместителям и главным бухгалтерам учреждений группы по оплате труда устанавливаются не чаще одного раза в год в зависимости от суммы баллов по утвержденным показателям.